Север и рынок. 2024, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 100-115. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 100-115. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ по уровням проявления безопасности (региональные органы управления, бизнес, население). Оценка степени удовлетворения интересов субъектов финансовых отношений как индикатор бюджетной безопасности Бюджетная безопасность предполагает способность органов власти проводить эффективную бюджетную политику и обеспечивать эффективный бюджетный процесс, удовлетворяя интересы всех участников финансово-распределительных отношений в рамках национальных интересов страны. Степень удовлетворения интересов может выступать как результат реализации бюджетной политики в регионах, а также рассматриваться в качестве индикатора бюджетной безопасности. Риск изменения (снижения) степени удовлетворения интересов следует понимать как потенциальную угрозу возникновения неблагоприятных событий, которые могут препятствовать экономическому развитию территорий и сдерживать рост уровня жизни и доходов населения. Для проведения оценки бюджетной безопасности с точки зрения удовлетворения интересов государства в лице региональных органов власти, субъектов хозяйствования и населения предлагается использовать три показателя соответственно: исполнение бюджета После пересчета показателей в соответствии с изменением курса доллара тенденция роста бюджетных доходов и расходов, отмечаемая на рис. 1, поменялась на обратную (рис. 2 и 3). С 2014 по 2016 г. в условиях ослабления курса рубля, вызванного введением антироссийских санкций и колебанием региона по доходам и расходам, налог на прибыль организаций, поступивший в региональный бюджет, и среднедушевые доходы населения [30]. Отличительной особенностью регионов Арктической зоны РФ является сырьевая направленность их экономик, а значит, и экспортоориентированность продукции предприятий, функционирующих на их территориях. В этой связи финансовые результаты компаний и, соответственно, доходы бюджета регионов Арктической зоны существенно реагируют на изменение мировых цен на природные ресурсы и курса рубля по отношению к иностранным валютам. В условиях усиления развития мировых экономических и политических процессов важна оценка динамики предложенных показателей не только в рублевом эквиваленте, но и в долларовом исчислении, поскольку она позволяет определить «ценность» достигнутых результатов при проведении бюджетной политики с учетом глобальных тенденций. Рассмотрим результаты реализации бюджетной политики в регионах Арктической зоны РФ. Рисунок 1 демонстрирует рост совокупных доходов и расходов региональных бюджетов, выраженных в рублевом эквиваленте, на протяжении всего периода с 2010 по 2022 г., что может свидетельствовать о возрастании экономического благосостояния территорий. цен на ресурсы, наблюдается резкое падение бюджетных показателей. Рост доходов начал отмечаться после 2016 г., что позволило достигнуть сбалансированности бюджетов в большей части регионов в последующие периоды Вместе с тем продолжающийся мировой финансовый кризис Рис. 1. Динамика доходов и расходов бюджетов регионов Арктической зоны РФ, млн руб. Источник: расчет автора на основе данных Росстата © Барашева Т. И., 2024 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz