Север и рынок. 2024, № 2.

С Е В Е Р И Р Ы Н О К : ф о р м и р о в а н и е э к о н о м и ч е с к о г о п о р я д к а . 2 02 4 . № 2. С . 1 0 0 -1 1 5 . Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 100-115. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ специфики в системе обеспечения бюджетной безопасности, поскольку характерные особенности протекания данного процесса в отдельных регионах выставляют требования к разработке особых механизмов для его управления. Недостаточно проработан вопрос обеспечения бюджетно-налоговой безопасности на различных уровнях ее проявления (общество и государство, бизнес, население). Обоснование подхода к выбору индикаторов региональной бюджетной безопасности С позиции автора под бюджетной безопасностью допустимо понимать способность органов власти проводить эффективную бюджетную политику и достигать высокого уровня качества управления бюджетным процессом, обеспечивая интересы всех участников финансово-распределительных отношений в рамках национальных интересов страны. В соответствии с вышеприведенной трактовкой система критериев для оценки бюджетной безопасности должна соответствовать ее заявленным требованиям — удовлетворение интересов субъектов финансово-распределительных отношений. К субъектам распределительных отношений мы относим органы государственной власти субъектов РФ, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории регионов, и население. Учитывая, что бюджетная безопасность направлена на снижение потенциальных рисков и предотвращение реальных угроз в бюджетной сфере с целью достижения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития субъекта РФ, можно заключить, что в целом она отражает интересы всех участников распределительных отношений. Интересы государственных органов сосредоточены на исполнении своих полномочий, что обеспечивается устойчивым ростом налоговых поступлений в региональную бюджетную систему. Объемы бюджетных средств определяют границы маневра для создания благоприятных условий хозяйствования за счет предоставления налоговых льгот, субсидий и др., что относится к сфере интересов бизнеса. Из бюджета финансируются социальные программы, осуществляется адресная финансовая поддержка и др. — интересы населения. В целях исследования важно идентифицировать финансовые, социальные и экономические интересы каждого участника финансовых отношений и конкретизировать степень их удовлетворения, что позволит в дальнейшем обеспечить выбор механизмов управления для достижения паритета в этом вопросе. Предлагается рассмотреть три уровня обеспечения бюджетной безопасности, соответствующие группам участников, и раскрыть содержание направлений (интересов), согласно которым будут разрабатываться индикаторы ее оценки (табл. 3). Таблица 3 Критерии для разработки системы индикаторов бюджетной безопасности Уровни обеспечения бю дж етной безопасности (участники ф и н а н со в о -р а сп р е д е ли те льн ы х о тн ош е н и й ) С о д е р ж а н и е и нтересов участни ков ф и нансово­ р а с п р е д е ли те ль н ы х о тн ош ен и й Реги он альны е органы власти и уп равлен и я У р о в е н ь ф инансовой обеспеченн ости региона Субъекты хозяйствования Э коном ические услови я ф унк ц ио ни ро вани я бизнеса, ф инансовое б ла го п о л у ч и е Население С оц и аль ны е услови я , ур о в е н ь благосостояни я граж дан Примечание. Источник: составлено автором. В первую группу включены показатели, характеризующие финансовую обеспеченность региона как индикаторы отражения интересов региональных органов власти. Во вторую группу — показатели, к которым проявляет интерес бизнес и которые косвенно оценивают экономические условия его функционирования. В третьей группе представлены индикаторы, в оценке и росте которых заинтересовано население региона — характеризуют уровень благосостояния граждан. Показатели результативности деятельности региональных органов власти в части управления бюджетным процессом также могут представлять интерес как для населения и хозяйствующих субъектов, так и для органов власти различных уровней, поскольку характеризуют результат работы региональных органов управления, по которому можно судить о достигнутом уровне развития территорий в целом. В этой связи может быть дополнительно предложена четвертая группа, в которой будут объединены показатели результативности, характеризующие качество регулирующих воздействий региональных органов власти в ходе реализации бюджетной политики и бюджетного процесса. Таким образом, предложенный подход к выбору показателей на основе заданных критериев позволит выполнить оценку бюджетной безопасности с точки зрения удовлетворения интересов субъектов финансово-распределительных отношений, то есть © Барашева Т. И., 2024 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz