Север и рынок. 2024, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 100-115. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 100-115. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Окончание табл. 2 1 2 Никулина Е. В., Чистникова И. В., Орлова А. В. Индикаторы группируются согласно следующим направлениям: «результативные показатели (количественные показатели бюджетно-налоговых ресурсов); факторные показатели (характеризуют условия генерирования бюджетно-налоговых ресурсов); индикаторы бюджетно-налоговой безопасности (отражают эффективность использования бюджетно-налоговых ресурсов)» [8] Ускова Т. В., Копасова С. С. Используются индикаторы, характеризующие бюджетную обеспеченность и самостоятельность Яшина Н. И., Макарова С. Д. На основе авторской трактовки определения бюджетной безопасности группировка индикаторов осуществляется согласно следующим направлениям: «финансовый потенциал, бюджетная устойчивость региона, инвестирование финансовых ресурсов региона в человеческий капитал» [4] Власенко Е. О. Индикаторы объединены в группы в зависимости от следующих критериев: бюджетная сбалансированность и качество бюджетного планирования [10] Бикметова З. М. Используется группа индикаторов, характеризующих бюджетные риски, позволяющие выявить угрозы устойчивости региональных бюджетов [22] Фролова М. М. Бюджетная безопасность рассматривается как составной элемент финансовой безопасности. Используется группа индикаторов, характеризующих наполняемость бюджета финансовыми ресурсами Шахова Г. Я., Маненок П. Л. Индикаторы группируются согласно следующим направлениям: «достижение фискальной устойчивости вдолгосрочном периоде; роль государства в распределении и перераспределении финансовых ресурсов; распределение финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства в соответствии с провозглашенными приоритетами социально-экономического развития» [23] Наумов И. В. Индикаторы группируются в зависимости от следующих критериев: риски потери бюджетной устойчивости региональных систем и возможного банкротства [24] Гаврилова В. Е. На основе авторской трактовки определения финансовой безопасности индикаторы группируются в зависимости от двух критериев: «достижение целей (обеспечение устойчивости экономического развития) и соблюдение базовых интересов государства и экономических агентов» [25] Примечание. Источник: составлено автором. Критический анализ методологических подходов к выбору показателей свидетельствует, что в большинстве своем их отличает комплексность в построении системы индикаторов. Вместе с тем, разделяя позицию Е. Н. Алифановой и Ю. С. Евлаховой, заметим, что показатели для оценки бюджетной безопасности в отдельных работах представлены в виде разнородных групп и не всегда выбор индикаторов сопровождается обоснованием критериев для их выделения [25]. При этом российскими учеными выработан ряд критериев, которые позволяют классифицировать индикаторы бюджетной безопасности: по уровням ее объекта (государство, регион, домохозяйство); общим и частным показателям; функциям бюджета; результатам работы органов власти; предвестникам кризиса и др. В отдельных научных трудах находит отражение региональный аспект изучения финансовой и бюджетной безопасности [26]. Исследователи замечают, что федеральный уровень по значительному перечню вопросов принятия решений, в том числе в бюджетно-налоговой сфере, доминирует над региональным. Широкий спектр работ посвящен анализу бюджетных рисков и возможных угроз. Убедительно утверждение авторов, что «в основу методических положений по выявлению угроз должна быть положена оценка уровня регионального менеджмента в области управления финансовым потенциалом, поскольку именно в этой сфере формируется задел для принятия управленческих решений» [27]. Рассматриваются также варианты разделения рисков: на качественные и количественные в зависимости от степени их влияния на устойчивое развитие региона [28]; на внешние и внутренние с позиции происхождения рисков. Выявленные угрозы предлагается классифицировать по сфере их распространения, а также «обоснован механизм диагностики угроз финансово-бюджетной безопасности региона» [29]. Таким образом, результаты исследований свидетельствуют, что система бюджетной безопасности всесторонне изучается. Многообразие подходов к трактовке понятия «бюджетная безопасность» связано с разнообразием процессов, протекающих в сфере финансово-распределительных отношений, а также с исследовательским видением проблемы, акцентирующим внимание на наиболее приоритетном по усмотрению эксперта аспекте. Специалисты подчеркивают значимость показателей, отражающих качественную сторону функционирования системы обеспечения бюджетной безопасности, то есть раскрывающие, как замечают Е. Н. Сидорова, Д. А. Татаркин, суть и содержание процесса. Важным признается аспект рассмотрения региональной © Барашева Т. И., 2024 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz