Север и рынок. 2024, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 100-115. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 100-115. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Окончание табл. 1 1 2 С точки зрения платежеспособности и бюджетной обеспеченности «Поддержание устойчивого состояния бюджетно-налоговой сферы, при котором обеспечивается платежеспособность региона при оптимальной налоговой нагрузке на население и предпринимательский сектор» [8] Никулина Е. В., Чистникова И. В., Орлова А. В. «Способность органов государственной власти и местного самоуправления обеспечивать финансирование через бюджеты всех уровней закрепленного за ними полного комплекса полномочий по исполнению гарантированных Конституцией РФ прав граждан вдолгосрочной перспективе вусловияхдестабилизирующего воздействия разнообразных факторов случайного и преднамеренного характера (угроз)» [9] Ускова Т. В., Копасова С. С. С точки зрения государственного управления, направленного на обеспечение личностных, общественных и государственных интересов «Способность органов государственной власти и местного самоуправления осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику, направленную на обеспечение стабильности финансовой системы региона, создание условий для устойчивого экономического развития, предотвращение сбоев в обеспечении основных участников экономической деятельности финансовыми ресурсами» [10] Власенко Е. О. «Такой уровень развития финансовых возможностей региональной бюджетной системы, который может обеспечить постоянное развитие человеческого потенциала, улучшение качества жизни населения сточки зрения уровня образования и культурного развития, продолжительности жизни, темпов рождаемости населения» [4] Глазьев С. Ю., Яшина Н. И., Макарова С. Д. «Состояние бюджетного процесса, при котором происходит эффективная реализация личностных, общественных и государственных интересов в условиях отсутствия реальных угроз, своевременного прогнозирования и снижения потенциальных рисков» [11] Жигунова А. В., Юнусов З. Э. Примечание. Источник: составлено автором. Анализ показывает, что бюджетная безопасность представляет собой сложную экономическую категорию, каждая из сторон которой может рассматриваться как ее сущность. В научных работах представлен анализ зарубежной практики исследования проблем бюджетной безопасности [1; 12-14]. Показано, что «во многих странах подходы к обеспечению экономической и финансовой безопасности не выделяются в самостоятельную концепцию, но, по сути, находят свое отражение в ориентирах и направлениях государственной политики» [1]. Ряд зарубежных авторов подчеркивают важность обеспечения финансового суверенитета как необходимого условия повышения финансовой безопасности государства [15-17]. Отмечаются работы по подбору показателей для оценки финансовой безопасности. В частности, автором предлагается расширить систему показателей, ориентированную на оценку исключительно макроэкономических показателей, включить в ее состав индикаторы, характеризующие открытость экономики государства, деловую и правовую сферы, человеческий капитал и др. [18]. Обсуждаются вопросы о выборе показателей, как характеризующих устойчивость финансовой системы [19], так и предупреждающих о возможном наступлении кризисных ситуаций [20]. Ряд авторов утверждает, что индивидуальные особенности государств в части функционирования финансовой системы и методов ее управления оказывают непосредственное влияние на финансовую безопасность и должны приниматься во внимание при разработке показателей для ее оценки [21]. Вопрос по изучению и анализу подходов к выбору индикаторов для оценки бюджетной безопасности в российской научной среде также сохраняет свою актуальность (табл. 2). Таблица 2 Некоторые подходы к выбору индикаторов бюджетной безопасности Автор Содержание подхода 1 2 Егоркина Т. А. Используется группа индикаторов, характеризующих эффективность бюджетной безопасности Слесаренко Е. В., Шевелева О. Б. Индикаторы группируются согласно следующим направлениям: «достаточность бюджета, взаимосвязь с ВПР, налоговая нагрузка на бюджет, социальная ориентированность и результативность бюджета» [6] Изотова Г. С. Индикаторы рассматриваются с позиции платежеспособности и группируются в соответствии со следующими направлениями: «состояние системы бюджетов, состояние межбюджетных отношений, состояние долговой нагрузки, диверсификация и качество налоговой базы» [7] © Барашева Т. И., 2024 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz