Север и рынок. 2024, № 2.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 100-115. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 100-115. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ and the budget process in the Russian Arctic regions was carried out, and trends in their economic interactions under conditions of global instability were analyzed. The study found vulnerabilities in the budget resilience system, manifested in the infringement of recipients' interests. Changes in financial market conditions and resource prices led to a decrease in financial results for companies and a reduction in regional output redistributed through budgets, resulting in welfare loss for the regions and their populations. To address the situation, it is necessary to intensify investment activities and business development in the regions and optimize the fiscal regulation system, which will ultimately contribute to the growth of budget and household incomes. Changes in these indicators should be monitored not only in national currency but also in dollar terms to assess the recipients' financial well-being on an international scale. Future research will focus on selecting specific indicators and their threshold values for assessing budget resilience in the Russian Arctic regions. Keywords: budget resilience, regions of the Russian Arctic, public funding recipients, balance of interests For citation: Barasheva T. I. Regional budget resilience: Balancing the interests of public funding recipients. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 100-115. doi:10.37614/2220-802X.2.2024.84.008. Введение Вусловиях учащения мировых финансовых кризисов и усиления санкционных процессов угроза нарушения поступательного развития экономики становится все более реальной и может привести к сбоям в функционировании бюджетной системы, а значит, и к снижению уровня жизни граждан и в итоге к усилению социальной напряженности в обществе [1]. Для арктических регионов при глубокой интегрированности их экономик в мировое хозяйство риск воздействия внешних шоков более высок. Уже сегодня мы наблюдаем влияние данных процессов на экономическое пространство таких территорий. В связи с изменением мировой конъюнктуры отмечается снижение финансового результата у ведущих экспортоориентированных ресурсодобывающих компаний, функционирующих в арктических регионах РФ. В частности, в 2020 г. сальдированный финансовый результат уменьшился в 7 регионах, в 2021 г. — в 2, в 2022 г. — в 9. Низкая финансовая результативность предпринимательских структур в условиях осложнения доступа хозяйствующих субъектов к иностранным ресурсам и рынкам оборудования сдерживает их инвестиционную активность, препятствует осуществлению модернизации производства, необходимость которой диктует высокий уровень износа основных фондов арктических предприятий [2]. На этом фоне слабо задействованы в инвестиционных процессах арктических регионов РФ финансовые ресурсы домашних хозяйств: в большинстве своем они представлены в неорганизованном виде [3]. При этом средства населения, которые привлекаются региональными подразделениями кредитных компаний в инвестиционных целях, либо выводятся за пределы регионов, как правило в столичные центры, либо поступают в их распоряжение на кратковременной основе. Наблюдаемые тенденции отражаются на формировании бюджетного потенциала территорий. Следствием становится недополучение региональными бюджетами налоговых поступлений и, прежде всего, основного бюджетообразующего налога — налога на прибыль, более 40 % в структуре которого в большей части арктических регионов РФ занимают платежи предприятий добывающей сферы. Динамика поступлений налога на прибыль в бюджетную систему страны на протяжении последних пяти лет не была стабильной. В 2019 г. темпы роста налога ниже уровня предыдущего года отмечались в Ханты-Мансийском АО и Республике Саха, в 2020 г. — в республиках Коми и Карелия, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах, Архангельской и Мурманской областях, Красноярском крае, в 2021 г. — в Чукотском АО, в 2022 г. — в республиках Саха и Карелия, Мурманской и Магаданской областях, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах, Красноярском и Камчатском краях, в 2023 г. — в Республике Коми, Ненецком АО и Камчатском крае. Таким образом, проблема формирования бюджетных доходов сохраняется в арктических регионах РФ и может стать угрозой для эффективного управления региональными социально-экономическими процессами и обеспечения стабильности жизнедеятельности общества в северных субъектах РФ. В сложившихся условиях бюджетная система регионов, определяющая финансовую основу социально-экономического развития территорий, должна иметь «определенный запас прочности» [4], что достигается эффективной работой системы обеспечения бюджетной безопасности, направленной на предотвращение угроз и снижение рисков, недопущение причинения убытков бюджетной системе, повышение ее надежности и устойчивости. В этой связи проведение дополнительных исследований в области бюджетной безопасности, современных подходов и методов к ее оценке, инструментов регулирования негативных процессов представляется актуальным. Целью исследования является уточнение понятия категории «бюджетная безопасность» и обоснование подхода к выбору индикаторов региональной бюджетной безопасности. © Барашева Т. И., 2024 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz