Север и рынок. 2024, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 100-115. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 100-115. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ Научная статья УДК 336 doi:10.37614/2220-802X.2.2024.84.008 СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Татьяна Игоревна Барашева Институт экономических проблем имен Г. П. Лузина Кольского научного центра Российской академии наук, Апатиты, Россия, barasheva@iep.kolasc.net.ru, ORCID 0000-0002-1242-0884 Аннотация. Целью исследования является уточнение понятия категории «бюджетная безопасность» и обоснование подхода к выбору индикаторов региональной бюджетной безопасности. Выполнен контент-анализ научных источников в данной области и систематизированы современные подходы к определению понятия «бюджетная безопасность». Дана его авторская трактовка, в которой раскрывается требование к выбору индикаторов для оценки региональной бюджетной безопасности, предусматривающее рассмотрение бюджетной безопасности с позиции удовлетворения интересов участников финансово-распределительных отношений. В рамках подхода выделены группы участников (региональные органы власти, хозяйствующие субъекты и население) и определены их интересы. В разрезе представленных групп предлагается сформировать систему показателей, выступающих индикаторами функционирования действующей в регионе системы обеспечения бюджетной безопасности и отражающих степень удовлетворения их интересов. Выполнен сравнительный анализ сбалансированности интересов участников по результатам проведения бюджетной политики и бюджетного процесса в регионах Арктической зоны РФ, проанализированы тенденции их экономического взаимодействия в условиях глобальной нестабильности. Обнаружена уязвимость системы обеспечения бюджетной безопасности, проявившаяся в ущемлении интересов участников распределительных отношений. Изменение конъюнктуры финансового рынка и цен на ресурсы привело к снижению финансовых результатов компаний и сокращению регионального продукта, перераспределяемого через бюджеты, что отразилось на ухудшении благосостояния регионов и населения. Для урегулирования ситуации необходимо активизировать инвестиционную деятельность и развитие бизнеса в регионах, оптимизировать систему бюджетно налогового регулирования, что в итоге будет способствовать росту доходов бюджетов и населения. Динамика названных показателей должна отслеживаться в том числе и в долларовом эквиваленте, который свидетельствует о реальной «ценности» благосостояния участников распределительных отношений в общемировом масштабе. Дальнейшие исследования автора будут сосредоточены на выборе конкретных индикаторов и их пороговых значениях для оценки состояния бюджетной безопасности в регионах Арктической зоны РФ. Ключевые слова: бюджетная безопасность, регионы Арктической зоны РФ, участники финансово-распределительных отношений, сбалансированность интересов участников Для цитирования: Барашева Т. И. Сбалансированность интересов участников распределительных отношений в контексте обеспечения региональной бюджетной безопасности // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 100-115. doi:10.37614/2220-802X.2.2024.84.008. FISCAL POLICY ISSUES IN THE NORTH AND THE ARCTIC Original article REGIONAL BUDGET RESILIENCE: BALANCING THE INTERESTS OF PUBLIC FUNDING RECIPIENTS Tatiana I. Barasheva Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the Russian Academy of Science, Apatity, Russia, barasheva@iep.kolasc.net.ru, ORCID 0000-0002-1242-0884 Abstract. This study aims to clarify the concept of budget resilience and substantiate an approach for selecting indicators of regional budget resilience. A content analysis of scientific sources in the field of budget resilience was conducted, and current approaches to defining the concept of budget resilience were classified. The author's interpretation of the concept is presented, emphasizing the need to select indicators that assess regional budget resilience by considering the interests of public funding recipients. Within this framework, groups of recipients—regional authorities, economic entities, and the population—are identified, and their interests are determined. A system of indicators is proposed to ensure budget resilience in the region, reflecting the level of interest satisfaction among these groups. A comparative analysis of the balance of recipients' interests based on the results of budget policy © Барашева Т. И., 2024 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz