Север и рынок. 2024, № 2.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 2. С. 7-19. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 2, pp. 7-19. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ И АРКТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ человеческого капитала уровень образования, что позволило эмпирически проверить гипотезу возрастающей отдачи человеческого капитала через высшее образование на экономический рост, где в качестве контрольной переменной использовался динамический показатель охвата населения высшим образованием. Для проверки гипотезы эффекта масштаба, предположительно характеризующего наличие функциональной связи между охватом населения высшим образованием и экономическим ростом, был выбран t-критерий Стьюдента, позволяющий определить статистически значимые значения по двум независимым выборкам данных. Основоположниками современной теории человеческого капитала являются Дж. Минсер [4], Т. Шульц [5], и Г. Беккер [6], на труды которых опираются все дальнейшие исследования в этой области. П. Ромер сформулировал базовые принципы теории эндогенного роста, где основными факторами являются инвестиции в НИОКР и человеческий капитал. Он был первым, кто продемонстрировал, что знания и технологии могут служить движущей силой долгосрочного экономического роста [7-10]. Данное наследие широко исследуется в ряде работ отечественных авторов (А. О. Булина, К. А. Мозговая, М. А. Пахнин, Ю. А. Кузнецов, О. В. Мичасова, А. И. Арефьева), изучающих эффекты возрастающей отдачи запаса человеческого капитала в моделях эндогенного экономического роста [11-13], влияние образования на запас человеческого капитала и риски его девальвации в условиях трансформации рынка труда под воздействием научно технологической революции и перехода экономики на новый технологический уклад (Я. И. Кузьминов, П. С. Сорокин, И. Д. Фрумин, С. П. Земцов, С. А. Агарков [14-17]). Человеческий капитал в соответствии с общепринятой трактовкой этого понятия включает «знания, умения, навыки, позволяющие человеку создавать доход и другие полезные эффекты для себя, работодателя и общества в целом, превосходящие первоначальные инвестиции и текущие затраты» [14, с. 20]. Независимо от направленности рассмотрения категории «человеческий капитал», в центре этого понятия лежит экономическая логика, в которой человеческий капитал, наряду с физическим, выступает фактором производства, оказывающим непосредственное влияние на его эффективность и экономический рост. Именно с человеческим капиталом связывают понимание эффективности труда, при этом чрезвычайно важным является тот факт, что нарастающий темп технологического прогресса требует постоянного повышения уровня образования рабочей силы. Так, согласно Р. Солоу [18], долгосрочный экономический рост основан на гипотезе, что именно технический прогресс является единственным условием повышения уровня жизни населения в государстве, объясняется это тем, что производительность труда увеличивается при росте капиталовооруженности, но с убывающей скоростью [18, с. 114], в то время как человеческий капитал может накапливаться неограниченно долго и с возрастающей отдачей в форме образования [8; 9]. Считается, что отдача человеческого капитала на экономический рост зависит от уровня и качества образования рабочей силы. Как показано в исследовании [19], различия между странами в экономическом благосостоянии определяются запасом человеческого капитала, поскольку в более богатых странах благодаря большему запасу человеческого капитала наблюдались более высокие темпы технических изменений [19, с. 419]. При этом решающую роль в обеспечении конкурентоспособного развития вусловиях непрерывного научно-технического прогресса играет рост знаний. На это указывал нобелевский лауреат Пол Ромер, который считает, что инвестиции в образование и университеты должны резко и быстро увеличивать экономический рост [8]. Предложенная Ромером модель эндогенного роста [7; 10], где прослеживается прямая корреляция между ростом расходов на науку и образование и возрастающей отдачей запаса человеческого капитала на экономический рост, нашла практическое подтверждение при анализе крупнейших экономик мира. По мнению Ромера, с учетом бурно развивающихся технологий: «...большого населения уже недостаточно для обеспечения экономического роста» [8, с. 98]. Для устойчивого роста, обусловленного технологическим изменениями, «важна не экономика с большим количеством людей, а, скорее, экономика с большим количеством человеческого капитала, поскольку увеличение общего предложения неквалифицированной рабочей силы вызывает отрицательные побочные эффекты, так как снижает стимулы для бизнеса внедрять трудосберегающие инновации, которые оказывают положительное воздействие на производство во всей экономике» [10, с. 7]. В большом исследовании Л. Вессманна (2003) [20], посвященном анализу различных эмпирических работ по человеческому капиталу, подробно обсуждаются критерии его измерения, и было показано, что неправильно определенные показатели, характеризующие взаимосвязь между уровнем образования и запасом человеческого капитала, могут привести к серьезной недооценке его влияния на экономический рост. Подводя итоги обзора литературы, мы приходим к выводу, основываясь на общей теории и практике экзогенного роста, что экономика опережающего развития критически зависит от уровня образования, квалификации, творческих и других способностей человеческих ресурсов, которые в совокупности ©Агарков С. А., 2024 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz