Север и рынок. 2025, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 87-101. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 87-101. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ в Мурманской и Архангельской областях, северных районах Республики Карелия с возможностью их последующего перевода на природный газ; — возведение малых атомных теплоэлектростанций и иных объектов энергоснабжения промышленных кластеров в центральных и северных районах (Усть-Янский и Верхоянский) Республики Саха (Якутия), Красноярского края и северо-восточной части (Иультинский район) Чукотского АО. Государственным концерном «Росэнергоатом» ведется создание соответствующей инфраструктуры обеспечения их безопасной работы — стационарных и мобильных платформ размещения оборудования реакторных блоков, средств технического обслуживания, транспортировки и хранения ядерного топлива, утилизации радиоактивных отходов; — изменение действующего в отношении энергетических предприятий налогового режима, совершенствование системы преференций и государственных гарантий финансовой поддержки со стороны региональных органов власти, разработка новых механизмов стимулирования инвестиционной активности теплоэнергетических предприятий, их участия в региональных программах энергосбережения. Методы В рамках системного подхода территориальные подсистемы теплоснабжения рассматриваются как составные элементы единой региональной энергетической системы, то есть ее структурные звенья более низкого иерархического порядка. Соответственно, методически правильно использовать применяемый в статье и предложенный в ее названии термин «подсистема территориального теплоснабжения», который тождественен традиционным понятиям «система теплоснабжения» и «система централизованного теплоснабжения» по критериям подчиненности, наличия тесных взаимосвязей, вхождения в общую систему территориального энергоснабжения (территориальный энергетический комплекс), региональную энергетическую систему. При этом, безусловно, следует учитывать функциональные различия подсистем снабжения электрической и тепловой энергией. В большинстве случаев последние функционируют в границах конкретного муниципального образования (поселения или городского округа). Сравнительный анализ изменений инфраструктурной обеспеченности подсистемами теплоснабжения проведен для четырех субъектов РФ, территории 8 На основании Указа Президента РФ от 02.05.2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» (вред. от27.06.2017г.№287,от 13.05.2019г.№220, от05.03.2020г.№164). 9 В рамках данного исследования рассматривается перечень из 13 субъектов РФ, территории которых полностью или частично которых полностью включены в АЗРФ8. Для этого применяются широко используемые в экономических исследованиях системный и территориально­ отраслевой подходы. Предметом межрегионального сравнения выступают сопоставимые показатели четырех субъектов АЗРФ и 13 субъектов Крайнего Севера. Сравнение показателей развития теплоэнергетического комплекса Крайнего Севера и Арктики представляется корректным и вытекает из логики исследования. Арктические субъекты РФ являются неотъемлемой частью макрорегиона Крайнего Севера, имеют схожие особенности регионального развития, которые отражены в общности пространственно-территориальных, частично экономико-географических, экологических, климатических, инфраструктурных факторов, определяющих специфику формирования региональных энергетических систем. При постановке вопроса о том, допустимо ли сравнивать отдельные показатели развития энергетической инфраструктуры арктических и северных субъектов РФ между собой, приведем примеры опубликованных научных работ, где такое сравнение проводится [22; 23]. В качестве макрорегиона Крайнего Севера рассматривается перечень субъектов РФ, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.11.2021 года № 19469. В основу методологии анализа региональной теплоэнергетической инфраструктуры приняты показатели, доступные в системе ЕМИСС: 1) удельный вес площади жилищного фонда, оборудованной системами централизованного отопления и горячего водоснабжения; 2) ввод источников теплоснабжения; 3) фактический удельный расход условного топлива на отпуск тепловой энергии электростанциями; 4) динамика производства и потерь тепловой энергии; 5) протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, нуждающихся в замене; 6) финансирование затрат на мероприятия по энергосбережению в организациях коммунального комплекса. Результаты и обсуждение Обеспеченность подсистемами централизованного теплоснабжения Для арктических субъектов характерна крайняя неравномерность распределения зон централизованного энергоснабжения, урбанизация, сосредоточение основных центров расселения преимущественно в городских агломерациях, что определяет отнесеныдействующимзаконодательством к районамКрайнего Севера и приравненных к ним местностей: Магаданская, Мурманская, Архангельская, Сахалинская области, республики Коми, Тыва, Карелия, Саха (Якутия), Камчатский край, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Чукотский автономные округа. © Биев А. А., 2025 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz