Север и рынок. 2025, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 87-101. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 87-101. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ «Академик Ломоносов». ПАТЭС установлена в акватории морского порта г. Певека Чукотского АО и с 2020 г. включена в систему муниципального теплоснабжения, что позволило приступить к подготовке перевода в резерв старейшей на Чукотке угольной Чаунской ТЭЦ [15]. При этом использование ПАТЭС параллельно с источниками на ископаемом топливе остается базовым сценарием развития тепловой энергетики Чукотского АО. Накопленный опыт других арктических субъектов подтверждает целесообразность следования концепции избирательного применения технологий нетрадиционной энергетики. Наиболее доступными и распространенными инвестиционными решениями в удаленных районах западной части АЗРФ, на севере Архангельской области, стали мероприятия по реконструкции котельных для использования природного газа и местных топливных ресурсов — торфа, отходов деревообработки. В Мурманской области с 2010 г. действует уникальный проект подачи пара с мусоросжигательного завода (АО «Завод ТО ТБО») на Восточную котельную АО «Мурманская ТЭЦ». Создание институциональных условий для увеличения масштабов энергетической реновации является предметом активного научного обсуждения и представляет большой пласт исследований национального энергетического комплекса. Рассматривая практические аспекты развития технологий ВИЭ в АЗРФ, необходимо признать, что их потенциал все еще недостаточно оценен. На региональном уровне пока не сложилось единого представления об оптимальном соотношении традиционной и нетрадиционной энергетики в зонах централизованного и локального энергоснабжения. Продолжаются дискуссии о том, каким образом они должны встраиваться в энергетические подсистемы российского Крайнего Севера и Арктики [16; 17]. Межрегиональное сопряжение соответствующих планов территориального развития затруднено тем, что в абсолютном большинстве арктических субъектов отдельные региональные целевые программы использования ВИЭ не разработаны [18; 19]. Важным пробелом федерального регулирования следует считать задержку принятия государственной программы по развитию распределенной энергетики в удаленных и изолированных районах Арктики и Дальнего Востока [20], то есть отсутствует ключевой государственный институт отраслевого развития. Отметим, что рамки данного исследования не позволяют охватить весь спектр практических вопросов внедрения ВИЭ в АЗРФ. Укажем лишь, что экспертные позиции о возможности преодоления большей их части доминируют [21]. Планы дальнейшего распространения ВИЭ, после внесения соответствующих изменений в законодательную практику федеральных и региональных органов власти, определения соответствующих источников финансирования, имеют хорошие перспективы. По мнению автора, одним из практических шагов к комплексному решению проблем стимулирования инвестиционной активности в коммунальной энергетике АЗРФ могло бы стать упрощение процедур предоставления местным энергетическим компаниям статуса резидента АЗРФ. Это позволило бы им развивать новые направления своей деятельности, связанные с альтернативной и возобновляемой энергетикой, используя дополнительные налоговые преференции и административную поддержку со стороны региональных органов власти. Для этого целесообразно включить пункт 35 «Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха» раздела D Общероссийского классификатора видов экономической деятельности7 в Перечень видов экономической деятельности, предусмотренных Федеральным законом «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» для целей определения объема капитальных вложений. По состоянию на начало 2024 г. из 715 резидентов АЗРФ пока только 15 осуществляли основной вид деятельности, связанный с производством, передачей и распределением пара и горячей воды (тепловой энергии). Таким образом, определены современные тенденции формирования региональных подсистем теплоснабжения в субъектах АЗРФ. Обобщение практических подходов, применяемых федеральными и региональными органами власти при формировании территориальных подсистем теплоснабжения, позволило актуализировать основные направления государственной поддержки реновации топливно­ энергетического комплекса. К ним необходимо отнести: — оптимизацию пространственного размещения и избыточного производственно-энергетического потенциала территориальных подсистем теплоснабжения на основе корректировки региональных программ энергосбережения, диверсификации видов используемых топливно-энергетических ресурсов, строительства новых биотопливных, электрических и газовых модульных котельных, реконструкции части действующих мазутных и угольных источников 7 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности: утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) (ред. от 28.06.2024 г.). © Биев А. А., 2025 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz