Север и рынок. 2025, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 87-101. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 87-101. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ энергоемких проектов. Замедление темпов прироста проектного финансирования стало причиной задержек ввода в строй новых тепловых источников. Проявляется целый ряд других отрицательных социально-экономических эффектов [8]. Один из наиболее острых — усиление зависимости финансового состояния теплоэнергетических предприятий от бюджетного дотирования. Показателен пример Мурманской области, где за последние два года сумма предоставленных финансовых компенсаций за счет средств областного бюджета теплоснабжающим организациям, осуществляющим реализацию тепловой энергии потребителям по регулируемым тарифам, увеличилась почти в четыре раза и составила около 3 млрд рублей. По оценке губернатора Мурманской области А. В. Чибиса, сумма финансовой дотации из федерального бюджета, которую необходимо выделить на основании поручения Президента РФ5 для компенсации роста расходов, понесенных региональными объектами теплоснабжения в период подготовки к отопительному сезону 2023-2024 гг., должна составить более 11 млрд рублей. Для сравнения: это в четыре раза больше, чем объем распределенных субсидий поставщикам тепловой энергии из регионального бюджета Ямало Ненецкого АО, выделенных в 2021 г.6, и в два раза больше среднегодового объема субсидий, направленных ресурсоснабжающим организациям из окружного бюджета Чукотского АО в период 2013-2018 гг. (около 4,9 млрд рублей). Высокая зависимость от бюджетного финансирования, неспособность коммунальных предприятий самостоятельно справиться с финансовыми трудностями, оперативно адаптироваться, реагировать на изменение социально-экономической ситуации и характеристик энергетического спроса — важные социально-экономические факторы и одновременно специфические черты муниципальной энергетики субъектов АЗРФ. Предприятия, получающие компенсации из региональных бюджетов, не имеют действенных стимулов к росту энергетической эффективности. Часть экспертов полагает, что такое их положение отчасти отражает недостаточную эффективность инструментов государственного планирования территориального энергетического производства [9]. По мнению И. А. Башмакова, одно из характерных проявлений низкой эффективности отраслевого планирования — растущий разрыв между 5 Перечень поручений Президента РФ по итогам совещания с членами Правительства РФ, состоявшегося 16 августа 2023 г. Пр-2005, п. 1 а)-2. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/72436 (дата обращения: 10.10.2024). стагнирующим потреблением тепловой энергии и остающимся избыточным производственным потенциалом в централизованном теплоснабжении — уже давно приобрело черты системной проблемы [10]. Ее последствия на Крайнем Севере, в частности в дальневосточной части АЗРФ, достаточно очевидны — средний коэффициент использования установленной мощности электростанций в ДФО составляет 38,6 %, тепловой мощности котельных — менее 20 % [6]. Необходимость несения дополнительных операционных затрат, направляемых на поддержание в функциональном состоянии резервов энергетической мощности, является одним из факторов нарастания тарифных диспропорций в северных районах Дальнего Востока [11]. В западной и центральной частях АЗРФ — Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) и Мурманской области — возможности генерации тепловой энергии также существенно превышают сложившийся уровень потребления. Так, например, в 2019 г. в Мурманской области при суммарной установленной мощности источников теплоснабжения 5 349 Гкал/ч подключенная нагрузка составляла 56,4 % (3 019 Гкал/ч) [12]. В этих условиях реализуются административно-организационные и инвестиционные решения, предусматривающие оптимизацию возможностей локального энергетического производства и сокращение темпов прироста территориальных издержек энергоснабжения. В рамках их поэтапного исполнения источники, использующие устаревшие технологии, замещаются на новые, менее производительные, но экономически более эффективные. Как уже говорилось выше, практическими путями модернизации коммунальной энергетики в изолированных, труднодоступных районах с их малой плотностью населения, покрытия сетевой инфраструктурой способны стать планы апробирования технологий альтернативной и возобновляемой энергии (ВИЭ). Появление пилотных проектов строительства гибридных энергетических установок, электрических и биотопливных котельных, размещение в Арктике нового поколения модульных АЭС малой мощности символизируют попытки технологического обновления отрасли [13; 14]. Примером инновационного решения территориальных энергетических проблем, который мог бы стать типовым в прибрежной зоне арктических субъектов Дальнего Востока, является проект создания и ввода в долгосрочную эксплуатацию плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) малой мощности 6Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 декабря 2021 года № 1191-П «О внесении изменения враспределение субсидий из окружного бюджета на компенсацию выпадающихдоходов ресурсоснабжающим организациям на 2021год». URL: https://docs.cntd.ru/document/578018222?ysclid=lo8s4neuko650710191 (дата обращения: 20.10.2024). © Биев А. А., 2025 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz