Север и рынок. 2025, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 87-101. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 87-101. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ социально-экономических условий, обуславливающих в целом недостаточную инфраструктурную освоенность территорий, рост связанных с ней территориальных энергетических издержек, развитие неблагоприятной демографической обстановки. Фактор миграционного оттока, снижения численности населения воздействует на основные характеристики регионального развития, формирование энергетического спроса [6]. С влиянием другого немаловажного фактора — климатического — связывают объективно существующие сдвиги среднегодовых температур, обуславливающих изменения эксплуатационных режимов местных энергетических предприятий [7]. Усиление климатических и демографических угроз способствуют продолжению спада производства в секторе коммунального теплоснабжения, понижению удельной нагрузки тепловых источников, последовательному сокращению части инфраструктуры жизнеобеспечения — котельных и тепловых сетей. Наряду с указанными угрозами, появляются и новые возможности построения более сбалансированной модели территориального теплоснабжения. В ее основе на современном этапе может быть заложен гораздо больший потенциал развития малой распределенной и альтернативной энергетики — безусловно, в первую очередь там, где подобные проекты будут экономически оправданы. Необходимость реализации этих направлений отражена в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации1 (далее Стратегия). В ее третьем разделе предусмотрено оказание мер государственной поддержки проектов возобновляемой энергетики и более широкого вовлечения в хозяйственный оборот местных видов топливных ресурсов на изолированных и труднодоступных территориях АЗРФ (п. 13, пп. «с»). Согласимся с мнениями, что их исполнение пока носит несистемный, фрагментарный характер. Тем не менее, абсолютные показатели развития возобновляемой энергетики растут. По данным Отчета Минэнерго РФ, количество тепловых источников, работающих на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ, в том числе биокотельных) в период 2015-2021 гг. увеличилось с 2 060 до 3 848 единиц2. О наращивании потенциала возобновляемой энергетики свидетельствует положительная динамика ввода генерирующих объектов ВИЭ в разрезе отдельных федеральных округов. Мощности ВИЭ в субъектах Северо-Западного (СЗФО) и Дальневосточного (ДФО) федеральных округов в период 2013-2023 гг. увеличились более чем в четыре раза, а совокупная мощность объектов ВИЭ, расположенных в Северо­ Западном, Дальневосточном, Сибирском (СФО) и Уральском (УФО) федеральных округах выросла за это время пятикратно3. Таким образом, одно из перспективных направлений инновационного развития АЗРФ, вероятно, следует связывать с ростом числа объектов альтернативной и возобновляемой энергетики в субъектах СЗФО и ДФО. Действительно, в Стратегии упоминаются арктические субъекты РФ в составе СЗФО, в частности Архангельская и Мурманская области, Республика Карелия, в отдельных районах которых предусмотрено проведение работ по замене оборудования мазутных и угольных котельных оборудованием, использующим альтернативные виды энергетических ресурсов, организации производства биотоплива (из отходов лесопереработки, добычи торфа местных месторождений). Осуществление этих проектов выполняется в соответствии с действующими требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения4. Особо подчеркнем, что Стратегия предполагает не замещение объектов традиционной энергетики ВИЭ, а лишь их дополнение там, где это экономически целесообразно. О практических аспектах этой работы и созданных институциональных условиях речь пойдет чуть ниже. Спад территориального потребления тепловой энергии в целом определяет ухудшение инвестиционной привлекательности сферы арктического коммунального комплекса, приводит к вынужденным корректировкам перспективных планов строительства транспортно-энергетических систем, внедрения новых 1 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года [Электронный ресурс]: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645. С изменениями и дополнениями от 12 ноября 2021 г., 27 февраля 2023 г. // Интернет-сайт Совета Безопасности Российской Федерации. URL: http://www.scrf.gov.ru/media/files/file/hcTiEHnCdn6TqRm5A677n5iE3yX Li93E.pdf (дата обращения: 20.09.2024). 2 Отчет о состоянии теплоэнергетики и централизованного теплоснабжения вРоссийской Федерации в2021 году [Электронный ресурс]: составлен Минэнерго РФ по поручению Правительства Российской Федерации от 15.11.2012 г. № АД-П9-107пр. С. 17. URL: https://minenergo.gov.ru/upload/iblock/166/Doklad_po_teplu_za_2021_ god.pdf?ysclid=m28o32t63a535775302 (дата обращения: 20.10.2024). 3 Рассчитано автором на основе данных ЕМИСС. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/43891 (дата обращения: 20.09.2024). 4Постановление Правительства РФ от 23.03.2016 № 229 «О внесении изменений в требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» устанавливает обязательные требования по разработке предложений по вводу новых и реконструкции существующих источников тепловой энергии с использованием возобновляемых источников энергии, а также местных видов топлива. URL: https://docs.cntd.ru/document/420343423?ysclid=m2d0q8 7h9548260994 (дата обращения: 09.10.2024). © Биев А. А., 2025 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz