Север и рынок. 2025, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 62-72. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 62-72. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ дороги», созданием объектов инфраструктуры в регионах. В 2022 г. в начале проведения СВО темпы роста строительной отрасли на Севере продолжали расти, однако после 8 месяцев они начали падать, что обусловлено упадком покупательной способности населения, образованием слишком большого числа свободных площадей от ушедших иностранных компаний и российских предприятий-банкротов из-за санкционных ограничений [34]. Среди регионов наибольшие темпы роста ДС в 2022 г. наблюдались в Чукотском АО (168 %), что связано с созданием инфраструктуры для Баимского ГОКа, в Республике Саха (Якутия) (141,8 %), Ненецком АО (130,5 %), Магаданской области (129,5 %), Республике Карелия (116,5 %), Камчатском крае (116,3 %), Ямало-Ненецком АО (112,9 %), Ханты-Мансийском АО (104 %). Такие высокие темпы в этих регионах, в частности в дальневосточных, обусловлены реализацией инвестиционных промышленных проектов, а также льготной дальневосточной ипотекой. Отрицательные темпы добавленной стоимости имели Республика Коми (84,1 %), Архангельская область (89,5 %), Сахалинская область (89,3 %), Мурманская область (95,8 %), что в основном вызвано падением спроса населения и предприятий, а также повышением ставки ипотечного кредитования из-за санкционных ограничения недружественных стран. В целом вышеуказанные данные свидетельствуют о том, что развитие строительной отрасли происходило лучше, чем других отраслей реального сектора регионов Севера в условиях начала СВО. В 2017-2022 гг. наблюдалось незначительное снижение темпов роста ДС в оптовой и розничной торговле в целом по Северу, причем оно в 2019, 2020 и 2022 гг. было отрицательным. В 2022 г. в основном спад был обусловлен падением объема ДС в Республике Коми, который составил 90,1 %, Камчатском крае (95,3 %), Ханты-Мансийском АО (97,8 %). Причинами этого стали нарушения в логистике и падение реальных доходов. Резкий спад смягчили положительные темпы роста в Республике Саха (Якутия) (108,5 %), Ямало­ Ненецком АО (103,3 %), Ненецком АО (102,7 %) и Мурманской области (102,3 %). Им способствовали относительно высокие доходы населения, связанные с нахождением здесь высокодоходных предприятий. Темпы роста добавленной стоимости в транспортировке и хранении в целом по Северу за 2017-2022 гг. были также неустойчивыми. В 2019 и 2020 гг. они были отрицательными вследствие пандемии коронавируса, но далее — положительными. Несмотря на сложности в 2022 г. в условиях СВО динамика ДС в этой отрасли столкнулась с санкционными вызовами, затронувшими все виды транспорта, особенно связанные с международной деятельностью. Как следствие, была нарушена логистика поставок. Внешнеторговые потоки грузов стали уходить с европейских рынков на ближневосточные и азиатские [35]. Среди регионов с наибольшими темпами роста ДС в транспортировке и хранении в 2022 г. выделим такие регионы, как Ненецкий АО (127,6 %), Магаданская область (113,9 %), Республика Карелия (111,1 %), Сахалинская область (108,3 %), Чукотский АО (108,0 %), Мурманская область (103,2 %), Ямало-Ненецкий АО (102,8 %), Республика Саха (Якутия) (101,3 %), Ханты-Мансийский АО (101 %), Республика Коми (100,9 %). Отрицательные темпы роста были только в Камчатском крае (94,5 %) и Архангельской области (99,7 %). В целом эти данные свидетельствует о том, что данная отрасль с первого года проведения СВО адаптируется к санкционным ограничениям недружественных стран. Выводы Проведенный анализ динамики и структуры ВДС реального сектора экономики позволяет сформулировать следующие выводы: - реальный сектор экономики объединяет отрасли по производству товаров и услуг. Среди них исключаются те, в которых проводятся финансовые и бюджетные операции. Основной критерий реального сектора — создание добавленной стоимости или стоимости товаров и услуг; - высокий уровень ДС в реальном секторе в северных регионах объясним развитостью добывающих отраслей. При этом сложившуюся структуру экономики на Севере нужно относить к конкурентным преимуществам данных территорий. Реализация такого преимущества особо значима в условиях экономического и финансового кризиса. Этот тезис подтверждает прошедшие и нынешняя кризисная ситуации на фоне введения международных санкций; - наряду с большим объемом ВДС реального сектора экономики в целом по регионам Севера за 2017-2022 гг. умеренно увеличились его темпы роста, хотя два года они были отрицательные. Такая динамика ВДС для северных регионов является в целом неплохим показателем, который обеспечивал развитие экономики в условиях жесткой конкуренции между регионами; - причинами удержания околонулевых темпов роста ВДС реального сектора в целом по Северу в 2022 г. в условиях СВО явились в основном высокие темпы роста строительства, транспортировки и хранения и обрабатывающих производств. Сдерживающими факторами роста были отрасли с отрицательными темпами — добыча полезных © Гаджиев Ю. А., 2025 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz