Север и рынок. 2025, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 44-61. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 44-61. СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ Исследуя показатели исполнения региональных проектов в рамках НП в субъектах, полностью или частично входящих в АЗРФ, можно отметить недостаточный уровень их выполнения, что усугубляется арктической спецификой: суровыми природно-климатическими условиями, ограниченными сроками и повышенными затратами на ведение производственной деятельности, недостатком кадров различного уровня и дефицитом систем обеспечения их подготовки, неразвитостью транспортно-логистической инфраструктуры. Соответственно, в данных условиях необходимы четкое соотношение между результатом реализации проекта и объемами финансирования, сбалансированная скоординированность мероприятий, в рамках которых будет объединен потенциал государства и частного бизнеса, а также более продуктивная и эффективная реализация региональных проектов в рамках НП, позволяющая повысить уровень социально-экономического развития арктических регионов. Потенциальные возможности их осуществления заключаются В зависимости от приоритетности региональных проектов в связи с первостепенностью решения насущных проблем каждый субъект РФ, полностью или частично входящий в АЗРФ, осуществляет комплекс мероприятий. В рамках реализации региональных проектов в Мурманской области строятся 3 медицинских учреждения, созданы 3 новых фельдшерско-акушерских пункта, реализованы 5 проектов по развитию территорий, предусматривающих строительство жилья, построено 7 школ и созданы условия для развития дополнительного образования детей. В Ненецком АО осуществлено строительство автомобильной дороги Нарьян-Мар — Усинск с мостом через реку Шапкину, реализован 1 проект по строительству жилья, построено © Воронина Е. П., 2025 в мультипликационном и синергетическом эффекте, создающем предпосылки к социоориентированому экономическому развитию. Нельзя добиться поступательного экономического роста без качественного и количественного увеличения человеческого потенциала, социальной стабильности и устойчивости. Повышение уровня и качества жизни отражается в благополучии населения через удовлетворение физических, материальных, духовных и социальных благ [24; 25] (состояние здоровья, уровень доходов, жилищные условия, уровень образования и другое). Положительным итогом реализации региональных проектов является количество результатов и возведенных объектов капитального строительства (табл. 3). Это строительство и реконструкция дорог и социально значимых объектов, введение в эксплуатацию школ и детских садов, капитально отремонтированных культурно-досуговых организаций, благоустройство общественных и дворовых территорий, открытие и функционирующих центров медицинской помощи. 4 общеобразовательных организации. В Ямало­ Ненецком АО построено 7 школ, реализовано 3 проекта по строительству жилья, также предусмотрено осуществление мероприятий по цифровизации городского хозяйства «Умный город». В Чукотском АО построено 3 школы, созданы системы диспетчеризации скорой медицинской помощи, функционируют мобильные медицинские комплексы и новые фельдшерские, фельдшерско-акушерские пункты,врачебные амбулатории. В регионах, частично входящих в АЗРФ, также осуществляется комплекс мероприятий. Так, в Республике Саха (Якутия) в рамках реализации программы по переселению из аварийного жилья построено около 200 многоквартирных домов, Таблица 3 Результаты реализации региональных проектов в рамках НП в субъектах АЗРФ Количество результатов региональных проектов, ед. Количество объектов капитального строительства по региональным проектам, ед. Мурманская область 208 94 Ненецкий автономный округ 137 31 Ямало-Ненецкий автономный округ 239 42 Чукотский автономный округ 215 55 Субъекты РФ, частично входящие в АЗРФ Республика Саха (Якутия) 283 495 Архангельская область 292 445 Республика Карелия 232 420 Республика Коми 243 362 Красноярский край 256 927 Примечание. Расчетныеданные автора. Источник: Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет». 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz