Север и рынок. 2025, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 44-61. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 44-61. СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ Экономические цели связаны с необходимостью достижения долгосрочного экономического роста через обеспечение инновационного развития экономики, увеличение транспортной доступности и усовершенствование инфраструктуры, поддержание малого и среднего предпринимательства, генерирующего рабочие места и конкурентную среду, цифровизацию экономики, инфраструктуры и управления, а также с решением вопросов информационной безопасности. По мнению экспертов [18-23], для арктических регионов наиболее актуальными вопросами, требующими приоритетного внимания, являются: низкий уровень доступности и качества здравоохранения; большой отток молодежи из-за недостаточного количества учебных заведений и рабочих мест; ограничение транспортной доступности по причине недостаточности и неравномерного распределения транспортной инфраструктуры, что приводит к удорожанию жизнеобеспечения; неудовлетворительное состояние жилого фонда и низкие темпы ввода жилья; неудовлетворительный уровень и качество труда; вопросы экологической безопасности. Для преодоления сложившегося положения реализация региональных проектов в рамках НП предположительно будет способствовать решению данных проблем. Сравнительный анализ структуры финансового обеспечения региональных проектов показывает, что наибольший объем финансовых ресурсов в субъектах АЗРФ направлен в проекты: «Жилье и городская среда» (максимальный объем в Республике Саха (Якутия) — 99 % от общего объема финансирования, минимальный в Красноярском крае — 15 %); «Здравоохранение» (максимальный объем в Республике Коми — 38 % от общего объема финансирования, минимальный в Якутии — 0,07 %); «Демография» (максимальный объем в НАО — 27 % от общего объема финансирования, минимальный в Якутии — 0,06 %); «Безопасные качественные дороги» (максимальный объем в Республике Карелия — 35 % от общего объема финансирования, минимальный в Якутии — 0,08 %). Приоритетные и значимые проекты, на реализацию которых направляется более половины всех ассигнований, в основном имеют социальную направленность, нацелены на решение важных задач арктических регионов — «удержать» и увеличить численность населения, повысить качество медицинской помощи, особенно на труднодоступных территориях субъектов АЗРФ. Меньше всего средств предусмотрено на реализацию региональных проектов, относящихся к экономической сфере, при этом их роль для развития субъектов АЗРФ очень важна, поскольку создаются условия для привлечения бизнеса в регион, а это, в свою очередь, позволяет создать дополнительные рабочие места и обеспечить рост доходов бюджета. Каждый региональный проект имеет свои особенности и задачи. Для достижения целей, заявленных в региональных проектах, были разработаны мероприятия, имеющие определенные сроки выполнения и исполнение обязательств по финансовым ресурсам. На основе данных об исполнении статей расходов на региональные проекты в рамках НП в разрезе субъектов АЗРФ можно констатировать, что показатели преимущественно ниже среднего значения по РФ. Уровень выше среднероссийского демонстрируют лишь три региона — Ямало-Ненецкий АО (единственный субъект АЗРФ, где показатель исполнения финансовых обязательств стабильно выше, чем в среднем по России), Республика Карелия и Красноярский край (табл. 2). Таблица 2 Уровень исполнения финансовых обязательств региональных проектов в рамках НП Всего в рамках НП, % исполнения на 01.01.2022 на 01.01.2023 на 01.01.2024 Российская Федерация 93,23 94,47 96,5 Мурманская область 89,54 93,03 92,92 Ненецкий автономный округ 95,22 88,23 90,38 Ямало-Ненецкий автономный округ 88,07 98,31 98,89 Чукотский автономный округ 87,90 84,43 90,3 Субъекты РФ, частично входящие в зону Арктики Республика Саха (Якутия) 84,45 66,02 87 Архангельская область 89,78 90,90 94,63 Республика Карелия 91,03 98,87 99,87 Республика Коми 88,33 77,29 88,2 Красноярский край 97,87 93,66 98,1 Примечание. Расчетные данные автора. Источник: Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. Перечень региональных проектов. URL: Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет» (дата обращения: 20.09.2024). © Воронина Е. П., 2025 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz