Север и рынок. 2025, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 44-61. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 44-61. СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ Проектный метод имеет ряд отличительных особенностей: во-первых, достижение требуемого конкретного результата должно быть осуществлено в установленные сроки; во-вторых, проектное управление дает возможность более полно учитывать риски, оптимизировать использование имеющихся ресурсов, контролировать исполнение, анализировать фактические показатели и вносить своевременную коррекцию; в-третьих, использование проектного инструментария позволяет ускорить внедрение результативно-ориентированной модели управления. В указанном отношении проект — это документ, содержащий цель и комплекс мероприятий, ориентированных на достижение конкретного конечного результата в решении определенной проблемы, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения. Реализация национальных проектов должна быть четко организована и упорядочена, на основе декомпозиции цели на отдельные задачи и мероприятия формируется дерево целей и задач. Кроме того, необходимы согласованность и скоординированность федеральных, региональных органов власти и органов местного самоуправления, а они, в свою очередь, должны опираться на партнерство государства, бизнеса, науки, образования и гражданского общества. Данное утверждение обосновано в работах [14-17]. На основе взаимосогласованного партнерства возникает долгосрочный эффект, направленный на обеспечение высокого уровня и качества жизни населения, устойчивого и социально ориентированного экономического роста, улучшения экологической обстановки, комплексного и сбалансированного территориального развития. Цель исследования — на основе анализа исполнения национальных проектов России на региональном уровне оценить их влияние на социально-экономическое развитие арктических регионов РФ. Научная новизна работы определяется анализом количественных и качественных показателей результативности реализации региональных проектов в рамках НП на территории регионов, полностью и частично входящих в Арктическую зону РФ, на основе принципов социально-экономической интерпретации для выявления факторов влияния на развитие регионов российской Арктики. 6 Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет». Перечень региональных проектов. URL: https://budget.gov.ru/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0% BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D1%8 0%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/%D0%9F%D0%B5%D1%80 Материалы и методы Источниками информации послужили данные паспортов и отчетов региональных проектов в рамках НП, содержащиеся в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет»6. Для исследования использованы общенаучные методы на основе систематизации, статистического, сравнительного и компаративного анализа. Были проанализированы структура и динамика исполнения национальных проектов. Все проекты можно подразделить на три блока: человеческий капитал, комфортная среда для жизни, экономический рост (табл. 1). Единственным нацпроектом, не относящимся к этим трем блокам, является НП «Беспилотные авиационные системы». На основании НП каждый субъект Российской Федерации формирует собственные региональные проекты с учетом приоритетности и целевых ориентиров, которые лежат в социально экономической плоскости. В Мурманской области реализуется 44 региональных проекта в рамках НП, в Ненецком АО — 41, в ЯНАО — 44, в Чукотском АО — 45, в Республике Саха (Якутия) — 43. В то же время по объему финансового обеспечения реализация проектов в Якутии является самым ресурсоемким — около 35 трлн руб. В Архангельской области 45 региональных проектов, в Республике Карелия — 46, в Республике Коми — 45, в Красноярском крае реализуется наибольшее количество региональных проектов в рамках НП — 47. В регионах АЗРФ осуществляются программы по каждой группе национальных проектов, однако, анализируя структуру объемов финансового обеспечения на реализацию региональных проектов в рамках НП, отраженных в их паспортах в информационной системе «Электронный бюджет», можно отметить определенные различия в связи с первостепенностью решения проблемных вопросов. В Мурманской области непростая ситуация с заболеваниями, особенно онкологическими. Соответственно, наибольший объем финансирования предусматривается по проекту «Здравоохранение» (рис. 1), за счет которого осуществляются мероприятия по обеспечению оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, модернизируется система здравоохранения, а также идет строительство центров амбулаторной онкологической помощи. В тройку лидеров по объемам финансирования также входят «Жилье и городская среда» и «Демография». %D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D1%80%D0%B5%D0%B3% D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D 1%85-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0% B2?regionId=45000000 (дата обращения: 20.09.2024). © Воронина Е. П., 2025 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz