Север и рынок. 2025, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 44-61. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 44-61. СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ a catalyst for balanced socio-economic development. The research findings have practical value for refining regional project strategies, optimizing the allocation of financial resources, and ensuring effective, results-driven management. The ongoing execution of national projects underscores the need for further research in this area. Keywords: Russian Arctic, national projects, regional projects, socio-economic growth, quality of life, standard of living, regional policy For citation: Voronina E. P. National projects in the Russian Arctic: Advancing balanced socio-economic development in arctic regions. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 44-61. doi:10.37614/2220-802X.1.2025.87.003. Введение В Российской Федерации реализуется целый комплекс национальных проектов (НП), которые являются основным инструментом достижения целей развития России, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 2041, от 21 июля 2020 г. № 4742 и дополненные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»3. В связи с противоречивостью тенденций социально-экономического развития регионов российской Арктики из-за неблагоприятных природно-климатических условий, что проявляется в дискомфортности для проживания населения и приводит к увеличению трудозатрат и стоимости хозяйственной деятельности, исполнение мероприятий по национальным проектам имеет особо актуальное значение. Проблемы развития социальной сферы тесно взаимосвязаны с экономическим положением, в то время как в арктических регионах, где уровень развития социальной и транспортной инфраструктуры значительно отстает от среднероссийских значений, эта взаимосвязь выражена чрезвычайно контрастно. Национальные проекты позволяют сконцентрировать усилия федеральных и региональных органов власти на конкретных задачах и выступают стабилизирующим инструментом государственного регулирования [1-3], с помощью которого обеспечивается комплексное и целенаправленное распределение ресурсов для решения важных и насущных проблем социально-экономического развития с целью изменения его траектории. По мнению ряда российских и зарубежных авторов [4-7], осуществление национальных проектов — это форма государственного воздействия (национального и регионального характера) на процессы социально 1Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 20.09.2024). 2Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 20.09.2024). © Воронина Е. П., 2025 экономического, инновационно-технологического и территориального развития, опирающегося на прямое участие государства в целях стабилизации ситуации в проблемных областях. Вместе с тем, национальные проекты охватывают не все сферы социально-экономического развития, а лишь наиболее важные и приоритетные направления. В соответствии с указами Президента Российской Федерации целями реализации национальных проектов являются: здоровье, обеспечение устойчивого естественного роста численности населения и повышение ожидаемой продолжительности жизни, комфортная и безопасная среда для жизни, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, а также цифровая трансформация. В 2024 г. на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 3094 определены новые национальные проекты «Семья», «Молодежь России», «Кадры», «Продолжительная и активная жизнь» и «Экономика данных». В основе реализации национальных проектов лежит программно-проектный подход, который отвечает современным потребностям территориального развития. Подобное мнение было сформулировано в работах академика А. И. Татаркина [8]. Применение методов программно-проектного управления позволяет более обоснованно обозначать цели, концентрировать средства на решении приоритетных задач [9; 10], определять материальные и финансовые ресурсы, оптимально планировать мероприятия во взаимоувязке со средствами, исполнителями и сроками осуществления [11-13]. Согласно букве закона5, «проект — комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений». 3Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542 (дата обращения: 20.09.2024). 4Там же. 5Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018г. №1288«Об организации проектнойдеятельности вПравительстве России». URL: http://static.government.ru/media/files/gLitA0z6PBOlIreUV4A OA0v1otm15jdo.pdf (дата обращения: 20.09.2024). 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz