Север и рынок. 2025, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 26-43. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 26-43. СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ планов и комплекса стратегических документов планирования в муниципальных образованиях, так и по достижению целей на этапах их реализации, контроля, мониторинга и корректировки. Обеспечить единые походы к реализации мастер- планов, программ и планов социально­ экономического развития опорных городов и агломераций возможно в условиях проработки нормативной базы, регулирующей процесс стратегического планирования на муниципальном уровне, усиления государственного внимания к вопросам эффективности расходования средств в рамках сформированного комплекса документов развития опорных городов через создание соответствующей федеральной программы или национального проекта. Только комплексный подход к обеспечению развития арктических территорий на базе привлечения широкого круга субъектов, осуществляющих свою деятельность в АЗРФ, и соблюдения ключевых принципов стратегического планирования, таких как сбалансированность, результативность, эффективность, прозрачность, ответственность, реалистичность и ресурсная обеспеченность, способен создать условия для достижения приоритетных целей в Арктике и превратить данный макрорегион в локомотив отечественной экономики. В ходе исследования уточнены теоретические и методологические подходы к содержанию и иерархии стратегических документов территориального развития. Практическая значимость работы базируется на возможности использования представленных результатов и рекомендаций в системе реализации государственной арктической политики, в частности, при формировании комплексных документов развития российской Арктики, разработке стратегий регионов и муниципалитетов АЗРФ, выборе и использовании инструментов и механизмов финансового обеспечения соответствующих программ и планов. Полученные выводы также могут быть учтены в системе нормативного регулирования формирования и реализации мастер-планов развития опорных городов и агломераций АЗРФ. Дальнейшие исследования авторов будут направлены на разработку инструментов и механизмов привлечения финансовых ресурсов для достижения основных целей и решения задач, поставленных в стратегических документах развития регионов и опорных городов и агломераций АЗРФ. Список источников 1. Люкевич И. Н., Микуленок А. С. Системная социально-экономическая диагностика мегарегиона арктической зоны российской Федерации // Экономические науки. 2023. № 218. С. 67-83. DOI:10.14451/1.218.146. 2. Gereffi G., Humphrey J., Sturgeon T. The governance of global value chains // Review of International Political Economy. 2005. Nо. 12. P. 78-104. 3. Scutaru L. International models and policies of successful clusters // Ecoforum. 2016. Nо. 5 (Special Issue). P. 159-166. 4. Rothgang M., Cantner U., Dehio J. et al. Cluster policy: insights from the German leading edge cluster competition // J. open innov. 2017. Nо. 3. P. 18. DOI:10.1186/s40852-017-0064-1. 5. Lehmann E. E., Menter M. Public cluster policy and neighboring regions: beggar-thy-neighbor? // Economics of Innovation and New Technology. 2017. Vol. 27, Nо. 5-6. P. 420-437. DOI:10.1080/10438599.2017.1374039. 6. Brossard O., Moussa I. The French cluster policy put to the test with differences-in-differences estimates // Economics Bulletin, AccessEcon. 2014. Nо. 34 (1). P. 520-529. 7. Wang Q., Jin Ch. A quantitative measure of the uneven level of economic development of urban agglomerations in China // The Journal of Quantitative & Technical Economics. 2018. Nо. 11. P. 77-94. 8. Howell A. Heterogeneous impacts of China's economic and development zone program // Journal of Regional Science. 2019. Vol. 59, Nо. 5. P. 797-818. DOI:10.1111/jors.12465. 9. Hu R. W. China's 'One Belt One Road' Strategy // China Report. 2017. Nо. 53 (2). P. 107-124. DOI:10.1177.0009945517696619. 10. Vicente J. Opportunities and Weaknesses of Cluster Policy // Economics of Clusters. 2018. Nо. 5. P. 85-103. DOI:10.1007/978-3-319-78870-8_. 11. Grashof N. Putting the watering can away — Towards a targeted (problem-oriented) cluster policy framework // Research Policy. 2021. Vol. 50, Nо. 9. 104335. DOI:10.1016/j.respol.2021.104335. 12. Андреева Е. Н. Опорные зоны в Арктике: новые веяния в решении старых проблем // ЭКО. 2017. № 9 (519). С. 26-41. 13. Дмитриева Т. Е., Бурый О. В. Опорные зоны развития Российской Арктики: содержание, рейтинги и проекты // ЭКО. 2019. № 1 (535). С. 41-59. 14. Воронина Е. П. Формирование опорных зон развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечение их функционирования: применение Gap-анализа // Регионалистика. 2017. Т. 4, № 6. С. 60-69. 15. Гассий В. В. Финансирование инвестиционных проектов в опорных зонах развития Арктики: методологические вопросы // Финансовая экономика. 2019. № 5. С. 11-13. 40 © Бадылевич Р. В., Игумнов А. В., 2025

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz