Север и рынок. 2025, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 26-43. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 26-43. СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ быть уделено межрегиональным проектам, которые будут способствовать развитию всей российской Арктики. В частности, к таким направлениям следует отнести проекты транспортной связанности территории и развитие логистических путей, обеспечивающих функционирование крупных отраслевых комплексов. Еще одним принципом эффективной реализации стратегического развития опорных городов и агломераций является эффективное взаимодействие государства с субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность в регионах АЗРФ, на основе государственно-частного партнерства. На данный момент при всей рациональности подхода развития Арктики на основе опорных населенных пунктов добиться значимых результатов возможно только при привлечении в этот регион достаточных финансовых ресурсов. При объективной оценке ситуации, показывающей необходимость выделения значительного государственного финансирования на обеспечение обороноспособности, социальную поддержку населения и технологическую независимость, заложенные в качестве приоритетов федерального бюджета на 2025-2027 гг., возникают определенные сомнения, что на федеральном уровне в установленные сроки и в полном объеме будут профинансированы мероприятия, закладываемые сегодня в мастер-планы арктических городов. В этих условиях очевидным выходом является привлечение ресурсов крупных компаний и корпораций, осуществляющих свою деятельность в Арктике. Следует отметить, что в настоящее время крупные компании уже достаточно активно участвуют в развитии территорий базирования своих производственных мощностей. Помощь выделяется в рамках различных соглашений с региональными и местными органами власти [30], принятых стандартов корпоративной ответственности и собственных программ социальной направленности. Однако повысить системность содействия компаний в развитии опорных городов и агломераций АЗРФ и задействовать их ресурсы при решении наиболее приоритетных задач развития возможно при их участии в качестве полноценных исполнителей по отдельным направлениям реализации мастер- планов и долгосрочных планов социально­ экономического развития. Также представляется целесообразным вернуться к вопросу расширения вовлеченности компаний в развитие арктических городов и поселений на 25 Крючкова, Е. (2022). Арктический миллиард. Минвостокразвития подготовило правила наполнения Фонда развития макрорегиона: Аналитический материал в электронном издании газеты основе функционирования Фонда развития Арктики, который должен формироваться не только за счет налога на прибыль, акцизов на легковые автомобили и мотоциклы, а также импортных пошлин, как было предложено Минвостокразвития РФ25, но и за счет отчислений от НДПИ и экспортных пошлин, поступающих от реализации ресурсов, добываемых в регионах АЗРФ. Идея формирования данного фонда не нова [31; 32], однако в настоящее время в условиях ограниченности финансовых возможностей государства и перехода к развитию Арктики на основе опорных городов и агломераций использование этого инструмента является актуальным. Заключение Устойчивое развитие российской Арктики возможно только на основе реализации грамотной государственной политики, привлечения достаточного объема финансовых ресурсов, а также обеспечения рационального использования природного, производственного и трудового потенциала этой территории. Необходимые ресурсы для развития арктических территорий могут быть аккумулированы на базе симбиоза государственных источников финансирования и частного капитала, который может быть привлечен за счет создания на территории АЗРФ благоприятного инвестиционного климата и комплекса льготных условий ведения деятельности для потенциальных инвесторов и крупных корпораций. При этом в условиях значительного роста расходных обязательств государства в ближайшие годы и ограничения финансовых возможностей крупнейших российских корпораций особое значение приобретает эффективность использования ресурсов, привлекаемых для реализации широкого комплекса мероприятий, направленных на промышленное и инфраструктурное развитие Арктики. На сегодняшний день прямая государственная поддержка арктических регионов базируется на создании сети опорных городов и агломераций, которые должны стать своеобразным каркасом, обеспечивающим развитие всего макрорегиона. Однако необходимо понимать, что высокая эффективность развития опорных городов и агломераций АЗРФ возможна только в условиях тесного взаимодействия государства, крупных корпораций, осуществляющих свою деятельность в Арктике, и местных сообществ. При этом важнейшее значение должно быть уделено созданию эффективно работающих механизмов как по созданию мастер- «Коммерсант». URL: https://www.kommersant.ru/doc/5156512 (дата обращения: 03.10.2024). © Бадылевич Р. В., Игумнов А. В., 2025 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz