Север и рынок. 2025, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 26-43. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 26-43. СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ Отсутствие закрепленного статуса мастер-плана опорного муниципального образования формирует дополнительно и риски, связанные с факультативным правом его реализации. Так, на данный момент возможна ситуация, когда проекты, заложенные в данный документ, будут реализованы фрагментарно с учетом выделенных на федеральном уровне финансовых ресурсов. В связи с этим следует определить для муниципальных образований обязательный порядок разработки и реализации мастер-плана наряду со стратегией развития (в настоящее время, согласно законодательству, документы стратегического планирования могут разрабатываться по решению местных властей). Кроме того, необходимо установить периоды времени, через которые ключевые документы стратегического развития муниципального образования должны обновляться. На данный момент рациональным видится срок раз в три года. Необходимо нормативно закрепить требования к составлению мастер-планов, описав критерии его составления, содержание основных разделов и процесс утверждения и реализации. При этом следует учитывать, что мастер-план должен быть не просто набором «желаний» региональных и местных органов власти, подкрепленных красивыми картинками, а, прежде всего, документом, который содержит комплекс проектов территориальной организации, целевые индикаторы, характеризующие эффективность их реализации, а также систему мер по мониторингу и контролю выполнения. Проекты, включаемые в стратегические документы, должны не просто носить «имиджевый характер», а обеспечивать создание максимально эффективных систем функционирования технических комплексов, инфраструктуры и социальной среды [27]. Кроме того, проекты, содержащиеся в мастер-плане, должны сочетаться с целевыми приоритетами стратегии развития муниципального образования, быть реализуемыми и целесообразными даже в условиях, когда федеральный центр не предусмотрит финансирование. Одновременно, следует учитывать, что содержание мастер-плана должно быть направлено на выполнение широкого спектра функций опорных населенных пунктов Арктики (в частности, функций исследовательских баз, площадок интенсивной коммуникации, мест коллективного обучения и выработки новшеств [28], деловых, научно-исследовательских и образовательных 23 Данькин, М. А., Замятина, Н. Ю. (2022) Информационная статья по результатам проведения научно-исследовательских работ: Материал сайта Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. URL: https://arctic-russia.ru/upload/analitika_red.pdf (дата обращения: 27.09.2024). центров, центров транспорта и логистики, предоставления качественной медицинской помощи, сохранения и развития культуры, в том числе коренных малочисленных народов Севера23). При этом следует помнить, что минерально-сырьевая направленность является не всегда определяющей спецификой арктической локации [29]. Еще одним направлением оптимизации реализации подхода на основе формирования опорных городов и агломераций должно стать внедрение системных принципов, которые обеспечат превращение отдельных опорных городов и агломераций в единую сеть, формирующую каркас российской Арктики, и станут основой для развития смежных территорий, в том числе слабозаселенных и осваиваемых вахтовым методом. Наиболее рациональным здесь видится применение принципов программно-целевого подхода, в рамках которого реализация долгосрочных планов и программ развития муниципальных образований АЗРФ, сформированных на базе стратегий развития и мастер-планов, может быть осуществлена через формирование единой федеральной программы или национального проекта развития опорных городов и агломераций АЗРФ. О рациональности такого подхода, в частности, заявляли и региональные лидеры24. В качестве преимуществ указанного подхода можно отметить возможность группировки схожих мероприятий, направленных на развитие городов и муниципалитетов, вошедших в число опорных, по таким направлениям, как благоустройство территорий, развитие транспортной инфраструктуры, ремонт и строительство жилого фонда, обеспечение доступа населения к сервисам и услугам, совершенствование других составляющих социальной сферы и т. д. Это позволит выработать единые принципы реализации проектов, обеспечивающие общие подходы к выбору исполнителей, привлечению финансирования, соблюдению стандартов реализации. Кроме того, объединение планов развития опорных городов и агломераций в рамках единой федеральной программы или национального проекта позволит повысить эффективность мониторинга и контроля за их реализацией и достижением значений по ключевым индикаторам развития городов. Немаловажным является то, что при объединении планов развития опорных населенных пунктов АЗРФ в единый документ значительное внимание может 24В отдельный нацпроект предложили выделить развитие опорных населенных пунктов Арктики: Аналитический материал на сайте Проектного офиса «ПОРА». URL: https://goarctic.ru/work/v-otdelnyy- natsproekt-predlozhili-vydelit-razvitie-opornykh-naselennykh-punktov- arktiki/ (дата обращения: 28.09.2024). 38 © Бадылевич Р. В., Игумнов А. В., 2025

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz