Север и рынок. 2025, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 26-43. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 26-43. СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ Окончание табл. 2 1 2 3 14. Агломерация Анадыря Проекты в области повышения транспортной доступности, модернизация социальной сферы и ЖКХ, строительство социальных объектов, развитие тепличного хозяйства2 ПКЦ «ЯРУС» (г. Ярославль) совместно с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики, Восточным центром государственного планирования и Travel Business School 15. Билибинский Создание и модернизация инфраструктуры для развития минерально­ сырьевой базы, в том числе реализация логистических проектов, реконструкция аэропортов, благоустройство территории населенного пункта, развитие пищевой промышленности, социальной инфраструктуры, модернизация сети Интернет ООО «КБ Стрелка» (г. Москва) Ямало-Ненецкий АО 16. Новый Уренгой Развитие города как центра технологичного газа, проекты освоения трудноизвлекаемых запасов газа в Надым-Пур-Тазовском регионе, создание комплекса культурных и социальных объектов Высшая школа экономики (г. Москва) совместно с Архитектурным бюро Тимура Башкаева и бюро Citymakers 17. Агломерация Салехард — Лабытнанги Развитие транспортной инфраструктуры на базе реконструкции аэропорта Салехарда и строительства Северного широтного хода (железнодорожной магистрали), создание туристического кластера, строительство международной арктической полярной станции «Снежинка», промышленного парка «Обский причал», развитие сферы досуга и жилищной сферы Проектно-консалтинговая компания «Новая Земля» (г. Москва) в консорциуме с ИТП «Урбаника» (г. Санкт-Петербург) и ФАУ «ВостокГосПлан» (г. Москва) 18. Ноябрьск Концепция развития города как центра новых технологий в добыче нефти и газа и импортозамещении (в том числе нефтесервисного оборудования). Развитие территории промышленной зоны Ноябрьска, создание новых цепочек производства, реализация проектов в области создания комфортной среды проживания и развития социальной инфраструктуры Институт Генплана Москвы (г. Москва) Примечание. Источник: составлено авторами на основе презентаций мастер-планов в Правительстве РФ и городах АЗРФ. 1Митрунин С. (2024). Мастер-планы опорных пунктов Арктики готовы — без аквапарков, но с больницами и деревянными домами: Аналитический материал на сайте «Сибирский новостной». URL: https://sibirnews.ru/news/2024-07-16-master-plany-opornykh-punktov- arktiki-pochti-gotovy-bez-akva-parkov-no-s-bolnitsami-i-derevyannymi-d/ (дата обращения: 26.09.2024). 2План мероприятий разработан в 2023 году и одобрен Президентом России в рамках программы развития дальневосточных городов. Часть мероприятий реализуется с 2024 г. В целом планируемое государственное финансирование реализации мастер-планов опорных городов и агломераций Арктики в ближайшие годы превысит объемы выделяемых средств на государственную программу «Социально­ экономическое развитие АЗРФ», которые, согласно проекту федерального бюджета, в 2025-2027 гг. составят около 26 млрд рублей, а также объем ресурсов на реализацию федерального проекта «Государственная поддержка реализации на территории АЗРФ инвестиционных проектов», финансирование по которому в 2025-2027 гг. составит 21,5 млрд рублей20. Для реализации амбициозных планов развития арктических опорных городов будет привлечен широкий спектр финансовых инструментов, активно задействованных в финансировании развития дальневосточных городов, в частности: прямое 20 Проект Федерального закона № 727320-8 «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов». Ред. от 30.09.2024. Доступ из информационно-правовой системы финансирование в рамках федеральной адресной инвестиционной программы и государственных программ (в том числе за счет средств единой президентской субсидии); инструменты ВЭБ.РФ (фабрика проектного финансирования, льготные программы финансирования, экспортная поддержка через институты группы ВЭБ.РФ) ; привлечение различных форм кредитных ресурсов (специальные казначейские кредиты, инфраструктурные бюджетные кредиты, средства по концессии), ресурсов ДОМ.РФ и ППК РЭО, в том числе за счет выпуска облигационных займов. Бюджетное финансирование планируется выделять сверх лимитов, установленных арктическим регионам при стандартном бюджетном распределении, в рамках которого одним из основных критериев является численность населения, которая в субъектах АЗРФ традиционно низкая. «Консультант». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 02.10.2024). © Бадылевич Р. В., Игумнов А. В., 2025 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz