Север и рынок. 2025, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 26-43. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 26-43. СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ 2008 2020 2023 Финансовое обеспечение на основе государственного финансированияв рамках программно-целевого подхода Финансовое обеспечение на основе активного государственно-частного партнерства и создания условий для привлечения частных инвесторов Финансовое обеспечение на основе формирования и развития сети опорных городов и агломераций на территории регионов АЗРФ Основы государственной политики РФ вАрктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (2008 г.) Стратегия развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (2013 г.) Государственная программа РФ «Социально экономическое развитие АЗРФ на период до 2020 г.» (2014 г.) Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года (2020 г.) Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года Корректировка государственной программы «Социально экономическое развитие АЗРФ» и перенос части мероприятий в отраслевые программы (2020 г.) Формирование комплекса документов по созданию льготных условий для привлечения частных инвесторов и формирования в Арктике особой экономической зоны (с 2020 г. по настоящее время) Распоряжение Правительства РФ от 28 ноября 2023 г. № 3377-р «О формировании перечня опорных населенных пунктов (муниципальных образований) Арктической зоны РФ» (2023 г.) Рис. 1. Концептуальные изменения в подходах финансового обеспечения развития российской Арктики. Источник: составлено авторами Подтверждением недостаточной эффективности арктической политики, проводимой в эти годы, является низкая оценка реализации государственной программы социально-экономического развития Арктики со стороны Минэкономразвития РФ и Счетной палаты России7. В качестве основных проблем реализации программы назывались отсутствие комплексного подхода к развитию Арктики, ограниченное бюджетное финансирование [21], слабое межрегиональное взаимодействие8 и ряд других. Условной точкой пересмотра концептуальных подходов к финансовому обеспечению развития российской Арктики можно считать конец второго десятилетия XXI в., когда вследствие возникновения новых экономических шоков и вызовов значительно возросли расходные статьи государства на социальную сферу и поддержку экономики, что, естественно, привело к сокращению финансирования многих государственных программ, в том числе и программ территориального развития. В частности, было заявлено о сокращении финансирования в 2020-2022 гг. госпрограммы развития Арктики (с 190 до 140 млрд руб.)9. Одновременно с этим был активизирован процесс принятия документов, направленных на создание в Арктике особых условий работы, который позволил бы крупнейшим корпорациям в сотрудничестве с иностранными партнерами реализовать заявленные мегапроекты и привлечь новых инвесторов. И если с реализацией совместных с зарубежными партнерами мегапроектов и привлечением иностранных инвестиций с 2022 г. наблюдаются значительные сложности (см. подробнее [22]), то опыт создания в Арктике специальной экономической зоны, охватывающей всю ее территорию, может быть признан в целом успешным. В частности, на начало сентября 2024 г. резидентами АЗРФ стали 778 компаний, общий объем инвестиций по соглашениям составляет 753.4 млрд рублей (из них уже инвестировано 121.4 млрд рублей)10, а общий объем инвестиций 7Счетная палата отметила низкий уровень исполнения госпрограммы развития Арктики: Материал агентства «ТАСС». URL: https://tass.ru/ ekonomika/7000557 (дата обращения: 25.09.2024). 8 Михайличенко, Д. П. (2020). Проблемный кейс: межрегиональное сотрудничество в российской Арктике: Аналитический материал насайте Проектного офиса «ПОРА». URL: https://goarctic.ru/news/problem nyy-keys-mezhregionalnoe-sotrudnichestvo-v-rossiyskoy-arktike/ (дата обращения: 28.09.2024). 9Крючкова, Е. (2020). Арктика поделитсяденьгами. Минвостокразвития упрощает госпрограмму ее развития: Аналитический материал в электронном издании газеты «Коммерсант». URL: https://www.kommersant.ru/doc/4269792 (дата обращения: 18.09.2024). 10ТОР в Арктике будут создаваться в соответствии с потребностями бизнеса: Материал агентства «ТАСС». URL: https://tass.ru/arktika- segodnya/21749603 (дата обращения: 20.09.2024). 30 © Бадылевич Р. В., Игумнов А. В., 2025
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz