Север и рынок. 2025, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 26-43. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 26-43. СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ кластерной политики, высокий динамизм внешних и внутренних условий реализации территориального регулирования в России, специфические условия проживания населения и ведение хозяйственной деятельности в АЗРФ обуславливают необходимость дальнейших исследований в области реализации инструментов и механизмов развития российской Арктики при создании опорных зон и городов. Целью данной работы является исследование особенностей и проблем реализации государственной арктической политики в РФ и разработка путей повышения эффективности механизмов развития арктических территорий на базе создания опорных населенных пунктов. Для достижения поставленной цели проанализирована трансформация подходов к системе регулирования и финансового обеспечения развития российской Арктики, выявлены особенности применения и проблемы реализации государственного механизма развития арктических территорий на основе формирования опорных зон и опорных городов, а также определены направления повышения эффективности данного механизма. Научная новизна исследования заключается в уточнении содержания и иерархии системы стратегических документов территориального развития, а также в разработке рекомендаций по совершенствованию государственной арктической политики, оптимизации стратегий регионов и муниципалитетов АЗРФ, использованию инструментов и механизмов финансового обеспечения соответствующих программ и планов. Материалы и методы Информационной базой исследования служат данные, представленные на официальных сайтах Росстата РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, правительств регионов, входящих в АЗРФ. Период, в рамках которого авторами исследуется реализуемая государственная арктическая политика, — 2008-2024 гг. В работе использован ряд научных методов: анализ нормативных источников (при исследовании трансформации подходов к развитию Арктики), анализ научной литературы (при исследовании подходов к созданию опорных зон и городов в российской и зарубежной практике), синтез, анализ и обобщение (при выявлении специфики создания опорных зон и городов в российской Арктике), сравнение и классификация (при анализе показателей социально-экономического развития регионов АЗРФ). Методологически работа базируется на исследовании подходов к пространственному развитию территорий путем создания опорных зон и городов российских и зарубежных ученых. Результаты Трансформация подходов к системе регулирования и финансового обеспечения развития российской Арктики За последние несколько лет на федеральном уровне произошло несколько принципиальных изменений в концепции финансового обеспечения развития арктических территорий России (рис. 1). Усиление интереса к российской Арктике на федеральном уровне проявилось в середине первого десятилетия XXI в. В результате в 2008 г. был принят концептуальный документ «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», который закрепил уникальность и значимость самых северных территорий для обеспечения национальной безопасности и развития России. Однако дальнейшее формирование основ реализации государственной политики в Арктике потребовало значительного времени, и лишь в 2013-2014 гг. были приняты Стратегия развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года и государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие АЗРФ на период до 2020 г.», которые определили основные стратегические направления развития арктических территорий и конкретный комплекс мероприятий по достижению приоритетных целей. Следует отметить, что амбиции Правительства РФ в Арктике были самые высокие, что нашло свое отражение в принятых документах. Комплекс мероприятий по развитию АЗРФ включал реализацию промышленных, инфраструктурных и транспортных мегапроектов, значительная тяжесть финансового обеспечения которых должна была лечь на государство. Однако уже к 2015 г., после введения против нашей страны первых санкций, стало понятно, что реализовать в полном объеме весь комплекс намеченных проектов за счет государственного финансирования не удастся, и в последующие годы (2014-2020) принятая государственная программа социально-экономического развития Арктики неоднократно пересматривалась. В полной мере и в установленные сроки в этот период были реализованы, в основном, только военные и сопутствующие им проекты. Реализация же значительного числа промышленных и инфраструктурных проектов была либо замедленна, либо перенесена. В частности, исследователи указывают на сложности со строительством ледокольного флота, низкую эффективность модернизации портовой инфраструктуры, трудности с разработкой отечественных арктических технологий [20]. © Бадылевич Р. В., Игумнов А. В., 2025 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz