Север и рынок. 2025, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 180-196. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 180-196. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ Политика кадрового обеспечения регионов первой группы (Мурманская область, Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО, Республика Саха (Якутия)) должна включать разработку программ по развитию детских садов, школ, дополнительного образования детей, а также по совершенствованию системы высшего и среднего профессионального образования, программ государственной и корпоративной поддержки при ипотечном кредитовании, иные меры долгосрочного закрепления (возможность получения образования и прохождения обучения за счет работодателя, корпоративные займы, медицинские кредиты и пр.). При этом действие этих программ должно распространяться не только на регион присутствия компаний, но и на всю территорию РФ, так как, учитывая северные условия, стремление к миграции в более южные и комфортные по проживанию регионы будет существовать, несмотря ни на что. Данный вывод подтверждается показателями убыли лиц, как женщин, так и мужчин, в возрасте от 45 до 65 лет. В Мурманской области требуется уделить отдельное внимание развитию женских направлений и специальностей в рамках высшего и среднего профессионального образования. Также необходимо развитие занятости среди женщин и системы наставничества. Для регионов второй группы (Республика Коми, Архангельская область) требуется, помимо указанного, усилить меры, направленные на развитие программ трудоустройства выпускников, а также, как для первой группы, сделать акцент на развитии наставничества и занятости среди женщин. Для Ненецкого АО, т. е. для региона третьей группы, необходимы программы развития регионального среднего и высшего профессионального образования с расширением женских направлений подготовки. Целесообразно внедрение и распространение инструментов долгосрочного закрепления. Для регионов четвертой (Республика Карелия) и пятой (Красноярский край) групп общим будет усиление акцента на развитии программ трудоустройства выпускников и молодых специалистов. Важны внедрение и распространение инструментов их долгосрочного закрепления. Для Красноярского края дополнительно потребуется реализация мероприятий, направленных на развитие системы наставничества. В Республике Карелия отдельное внимание следует уделить проблеме высокой убыли населения среди женщин и выработать меры, направленные на их привлечение иудержание в регионе. Заключение Проблема сокращения численности населения продолжает оставаться актуальной для регионов российской Арктики ввиду геополитических факторов, связанных с укреплением суверенитета, а также экономических факторов, обусловленных необходимостью кадрового обеспечения промышленности и инфраструктуры региона. Исторически сложилось, что на численность населения АЗРФ, с учетом обширности и неоднородности ее территорий, оказывают влияние миграционные процессы, управление которыми требует различных подходов, принимающих во внимание региональную специфику и сложившиеся в том или ином арктическом субъекте тренды. В результате проведенного исследования были выявлены гендерные, возрастные и пространственные особенности миграционных потоков российской Арктики, что позволило разделить регионы АЗРФ на пять групп и определить для них направления по разработке мер удержания населения. В части гендерной специфики было выявлено преобладание в миграционных потоках регионов АЗРФ женщин, уезжающих с данной территории. Такая отличительная черта свойственна всем регионам АЗРФ, кроме Чукотского АО. Это предопределяет риски перспективного изменения численности населения арктических регионов за счет естественного движения, ввиду того что уезжают женщины преимущественно репродуктивного возраста. Тенденции же мировой Арктики имеют противоположный характер. Поэтому необходимо обратить внимание на разработку программ, обеспечивающих занятость и самореализацию женщин на арктических территориях. Среди возрастных особенностей по регионам АЗРФ также был выделен ряд дифференциаций, вступающих в противоречие с общемировыми тенденциями развития арктических территорий: отток молодежи с целью получения образования; возращение в регионы АЗРФ выпускников вузов/сузов после завершения обучения; малый горизонт удержания молодых специалистов; высокая убыль населения среди опытных специалистов, лиц предпенсионного и пенсионного возраста. Нивелирование данных тенденций требует разработки и реализации мер, направленных на привлечение молодых специалистов, улучшение социальной инфраструктуры, а также развитие образовательных программ, что будет способствовать удержанию населения и повышению устойчивости экономического развития арктических регионов. Среди таких мер, в первую очередь, следует обозначить создание или модернизацию региональных систем высшего и среднего профессионального образования, развитие системы наставничества, учитывающей специфику арктических условий выхода на пенсию, использование инструментов долгосрочного закрепления параллельно с 192 © Бажутова Е. А., 2025
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz