Север и рынок. 2025, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 180-196. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 180-196. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ указанной возрастной категории начинает возвращаться, а из Красноярского края и Республики Карелия, наоборот, уезжать, что говорит о привлекательности условий для старта трудовой деятельности в Мурманской области, Ямало Ненецком АО, Ненецком АО, Архангельской области, Чукотском АО, Республике Саха (Якутия), Республике Коми и о действенности долгосрочных инструментов закрепления, например целевых договоров. Для Красноярского края и Республики Карелия это означает, что выпускники вузов возвращаются в родной регион, а также то, что необходимо улучшать условия раннего трудоустройства молодежи [26]. При этом возрастной горизонт удержания молодежи в Мурманской области, Ямало-Ненецком АО, Ненецком АО, Архангельской области, Чукотском АО, Республике Саха (Якутия), Республике Коми также неоднороден. Для Мурманской области (только для мужской части населения), Ямало-Ненецкого и Чукотского (только женщины) автономных округов данный горизонт максимальный и составляет от 21 до 29 лет. До 25 лет — Мурманская область (женщины) и Чукотский АО (мужчины). В Ненецком АО, Республике Коми, Архангельской области и Республике Саха (Якутия) максимальный горизонт удержания до 23 лет. Это вызывает риски в части решения демографического вопроса в данных субъектах РФ за счет естественного роста ввиду убытия женщин репродуктивного возраста и определяет потребность развития молодежной политики. Необходимо разработать меры закрепления молодых специалистов в возрасте до 35 лет на территории Арктики посредством экономических и социальных стимулов в зависимости от особенностей и возможностей каждого региона. Особое внимание требуется уделить инфраструктуре, развитие которой очень важно для жителей регионов АЗРФ и ее освоения. Социальная среда арктического региона должна быть комфортной и ориентированной на человека. Для закрепления молодых специалистов требуются внятные образовательная, профессиональная и жизненная траектории, современные рабочие места и яркая социокультурная среда [24]. Относительно категорий населения предпенсионного и пенсионного возраста отметим, что, с учетом действующих преференций для регионов АЗРФ по раннему выходу на пенсию, по всем субъектам АЗРФ наблюдается отток населения как среди мужчин, так и среди женщин. Он начинается с 45 лет и достигает максимального пика в возрасте от 55 до 66 лет, что является третьей особенностью миграционных потоков Арктики. В целом такая тенденция нормальна для арктических территорий, так как население старшего возраста нуждается в более комфортных по климату условиях проживания и бережном отношении к своему здоровью. В то же время, поскольку прибывающей молодежи на первых этапах адаптации необходима помощь в профессиональном становлении, требуется достаточное количество представителей старшего поколения, способных им эти знания, навыки и опыт передать [27]. Поэтому для устойчивого развития кадрового потенциала арктических территорий важна выработка такого подхода к организации системы наставничества, который бы мотивировал старшее поколение «задержаться» на арктических территориях. Относительно данной возрастной категории также вызывают интерес различия российской и общемировой практики освоения и заселения арктических территорий. В России с 1990-х гг. действует программа переселения с Крайнего Севера, тогда как власти штата Аляска субсидируют (200-250 долларов США в месяц) старожилов и пенсионеров, остающихся здесь жить [28]. Ориентир на данный зарубежный опыт мог бы стать одним из инструментов сохранения и развития системы наставничества на арктических территориях. Четвертой, и самой критичной, особенностью миграционных потоков Арктики, несомненно отрицательно сказывающейся на ее развитии, является общая для всех регионов АЗРФ убыль населения в возрасте от 35 до 45 лет. Именно эта категория населения составляет основу трудового потенциала, так как на данном жизненном этапе уже имеются требуемый уровень развития компетенций и опыт работы на арктических территориях. Убыль экономически активного населения в возрасте от 35 до 45 лет транслирует возвращающемуся молодому населению пример модели поведения, которую они перенимают: наработав необходимый стаж и получив опыт, они также покидают регионы Арктики. Для их удержания требуется разработка долгосрочных инструментов закрепления, обязывающих жить и работать в Арктике, но удовлетворяющих базовые потребности в качестве жизни, развитии и самореализации [29]. Примером в данном случае могут быть зарубежные практики заселения арктических территорий той же Аляски, где «поощряется переселение, активно создается новая инфраструктура, а условия труда и проживания все больше приближаются к стандартам качества жизни, свойственным средним широтам Америки» [30]. Для более точного выделения групп регионов со схожими миграционными особенностями и выработки общих требований к кадровой политике, которая будет наиболее подходящей и общей для них, был применен метод ранговой корреляции Спирмена. При использовании коэффициента ранговой корреляции для оценки тесноты связи применялась шкала Чеддока (табл. 3). © Бажутова Е. А., 2025 189
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz