Север и рынок. 2025, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 163-179. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 163-179. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ деятельность в опорных арктических моногородах с минерально-сырьевой спецификой4, в повышении конкурентоспособности территорий. Материалы и методы Объектом исследования является политика крупных ресурсных компаний в сфере корпоративной социальной ответственности (КСО) в контексте ее влияния на решение социально-экономических проблем и повышения конкурентоспособности опорных моногородов российской Арктики. Выбор объекта исследования обусловлен необходимостью поиска решений, способствующих согласованию интересов всех участников данного процесса — бизнеса, местного сообщества и представителей региональной и местной властей. Данное исследование базируется на анализе значительного массива фактологических данных, в том числе рассматриваются монографические работы по теме исследования, публикации в ведущих зарубежных и отечественных изданиях, корпоративные отчеты ресурсных компаний, комплексные планы развития моногородов, иные нормативно-правовые документы муниципальных образований, данные органов статистики, общедоступные источники из сети Интернет. Алгоритм работы представляет следующую последовательность действий: определение критериев оценки конкурентоспособности арктических моногородов и ключевых направлений КСО крупных ресурсных компаний, осуществляющих свою деятельность в арктических моногородах; выделение основных показателей, характеризующих направленность КСО крупных ресурсных компаний; анализ значений индикаторов за трехлетний период (с 2021 по 2023 г.); формулирование выводов о роли КСО ресурсных компаний в повышении конкурентоспособности опорных арктических моногородов. Проведенный анализ основан на совокупности применяемых методов, в том числе: на методах наблюдения и сравнения, позволяющих оценить стратегические направления развития моногородов российской Арктики; описательном методе, необходимом для проведения обобщения стратегий 4Распоряжение Правительства РФ от 28 ноября 2023 г. № 3377-р «Об утверждении перечня опорных населенных пунктов (муниципальных образований) Арктической зоны РФ, в том числе выполняющих функции по обеспечениюнациональной безопасности и (или) функции базы для развития минерально-сырьевых центров, реализации экономических и (или) инфраструктурных проектов в Арктике». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408019009/ (дата обращения: 25.05.2024). 5 В соответствии с утвержденным перечнем монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов): Распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р: КСО ресурсных компаний в моногородах Арктики; информативно-целевом анализе для изучения научно-исследовательских материалов, представленных в монографических работах, научных статьях, прессе и т. д. Применение выше обозначенного инструментария позволило получить оригинальные теоретические и практические результаты. Результаты и обсуждение Монопрофильные города сталкиваются со множеством проблем, обусловленных тем, насколько стабильным является экономическое положение градообразующих компаний. Это отражается на многих аспектах жизнедеятельности таких городов, в том числе на уровне взаимодействия органов местного самоуправления и руководства предприятий, а также на социальном самочувствии и степени напряженности в обществе. По этой причине корпоративная социальная ответственность ресурсных компаний выступает не только в качестве условия повышения конкурентоспособности моногородов, но и в качестве резерва их развития и выживаемости, что особенно важно для арктических территорий РФ, которые сталкиваются со множеством специфических проблем (отраслевая специфика, суровые климатические условия, оказывающие влияние на ведение хозяйственной деятельности, сложная логистика, ограничения, вызванные непродолжительным строительным сезоном, отток населения в другие регионы и т. д.). Можно выделить четыре региона из десяти, полностью или частично входящих в АЗРФ (рис. 1), где расположены опорные арктические моногорода и в которых осуществляют свою хозяйственную деятельность крупные ресурсные компании, — Красноярский край, Мурманская область, республики Карелия и Коми5. На территории данных регионов сосредоточены производственные мощности компаний, расположенных в таких арктических опорных моногородах, как Норильск, Кировск, Мончегорск, Оленегорск, Воркута. Кроме обозначенных, существуют также и другие моногорода, например Заполярный, Ревда, Никель, Ковдор, Костомукша, Сегежа, которые не вошли в перечень опорных, но на их территории также присутствуют крупные текст с изм. на 21янв. 2020 г. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_166540/ (дата обращения: 25.05.2024); Распоряжение Правительства РФ от 28 ноября 2023 г. № 3377-р «Об утверждении перечня опорных населенных пунктов (муниципальных образований) Арктической зоны РФ, в том числе выполняющих функции по обеспечению национальной безопасности и (или) функции базы для развития минерально-сырьевых центров, реализации экономических и (или) инфраструктурных проектов в Арктике». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408019009/ (дата обращения: 25.05.2024) 166 ©Свинин С. В., Дядик В. В., 2025
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz