Север и рынок. 2025, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 7-25. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 7-25. СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ относящиеся к его основным видам, — «система образования», «развитие образования», «профессиональное образование», «высшее образование», «среднее образование», а также появились такие формы, как «общее образование», «дополнительное образование», «качественное образование». В то время как исчезли формы, относящиеся к различным частным аспектам и характеристикам процесса образования и обучения: «многоуровневое образование», «непрерывное образование», «специальное образование», «профессиональное обучение», «дистанционное обучение», «средство обучения» и т. д. В целом можно говорить о снижении разнообразия форм упоминания ценности «образование» и сокращении их описательного характера. Происходит концентрация и инструментализация форм упоминания данной ценности в первую очередь в русле основных институционализированных уровней образования. Относительно небольшие трансформации произошли в составе форм упоминания ценности «жизнь». Единственной исчезнувшей формой явилась относительно малоупотреблявшаяся в рамках документов первой волны форма «уровень жизни». В то время как более чем в 7 раз возросло упоминание формы «продолжительность жизни», более чем в 2 раза — формы «образ жизни» и в 1,8 раза — формы «жизнь народа». На прежнем уровне осталось употребление наиболее значимых по числу упоминания форм «качество жизни» и «жизнь населения». Можно говорить об общем сохранении смыслов, заложенных в рамках данной ценности, и некотором смещении акцентов от уровня жизни в сторону ее продолжительности. Достаточно сильные трансформационные изменения коснулись форм выражения ценности «стратегический интерес» (в значении национальный, государственный). Мы видим, что в 3 -4 раза увеличилось упоминание таких форм, как «интерес Федерации» и «защита интереса», но в то же время практически исчезло употребление форм «реализация интереса» и «стратегический интерес». Следует отметить, что анализ употребления форм, связанных с данной ценностью, в стратегических документах первой и второй волн говорит как о возросшем внимании, уделяемом национальным интересам, так и об определенном приоритете защиты этих интересов. Среди относительно менее представленных в стратегических документах ценностей мы видим, как правило, более высокие значения коэффициента Брея — Кёртиса, что обусловлено, с одной стороны, меньшим количеством употребляемых форм, с другой стороны, их сменой в рамках документов двух волн. Таким образом, даже одна-две различных формы значительно увеличивают меру несходства в рамках той или иной ценности из указанного числа. Так, например, значительно трансформировались формы упоминания ценности «культура». Формы «культурное взаимодействие» и «сохранение культуры», исчезнув, уступили место форме «культурное наследие», по частоте упоминаний в документах второй волны практически равной сумме упоминаний двух исчезнувших форм в документах первой волны. Трансформация предполагаемых мероприятий в стратегических документах развития российской Арктики Трансформационные изменения в предполагаемых мероприятиях, так же как и в рамках ценностей, наблюдаются, во-первых, в аспекте частоты упоминания мероприятий, относимых к той или иной группе, а во-вторых, в разрезе содержательного наполнения каждой из выделенных групп мероприятий. Оба этих аспекта отражены в табл. 4, где приведены оценки значения коэффициентов Брея — Кёртиса первого и второго порядков соответственно. Мы видим, что общий состав и упоминаемость мероприятий изменились в значительно большей степени, чем ранее рассмотренные ценности. Соответствующее значение коэффициента Брея — Кёртиса составляет 0,44, что говорит о достаточно выраженном расхождении групп мероприятий в документах первой и второй волн. Так же как и при анализе ценностного наполнения, мы видим, что общее количество групп упоминаемых мероприятий сократилось в рамках документов второй волны при росте частоты упоминания мероприятий, относимых к нескольким основным группам. К таким группам можно отнести «обеспечение безопасности», «реализацию проектов», «государственную поддержку», «создание инфраструктуры» и «привлечение инвестиций». Наибольший относительный рост представленности среди основных групп мероприятий наблюдается в «привлечении инвестиций», «создании рабочих мест», «государственной поддержке». Появились и стали достаточно выраженными группы мероприятий «медицинская помощь» и «социальное развитие». В то же время сократилась представленность мероприятий, относимых к группам «освоение месторождений», «сохранение природной среды», «строительство флота» и «международное сотрудничество». Исчезли или практически не упоминаются мероприятия групп «создание оборудования», «обеспечение экономического развития», «создание научно-технического задела», «совершенствование нормативной базы», «энергосбережение и ВИЭ», «сохранение культуры», «создание опорных зон», «обеспечение перевозок», «развитие судостроения» и «расширение ресурсной базы» (см. табл. 4). © Волков А. Д., Рослякова Н. А., Каневский Е. А., Боярский К. К., 2025 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz