Север и рынок. 2025, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 149-162. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 149-162. РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ В целях развития инновационного предпринимательства в условиях Севера и Арктики, изменения структуры валового регионального продукта в пользу инновационного продукта, на наш взгляд, требуются разработка и реализация в регионе Концепции инновационного развития, предусматривающей все направления, обеспечивающие рост инновационной активности предпринимательства. Такими составляющими должны быть: — инструменты стимулирования инновационного предпринимательства, в том числе с участием крупного бизнеса; — возможности создания стартапов и трансфер технологий; — создание эффективной инфраструктуры поддержки инноваций; — система мер ответственности. Учитывая позитивный опыт ряда регионов, Концепция инновационного развития региона может включать 12 шагов построения креативной индустрии, разработанных Агентством стратегических инициатив (АСИ)5. В целях повышения эффективности государственной поддержки создания и развития инновационно активного МСП в условиях Севера и Арктики целесообразным является разработка и внедрение Плана обеспечения экономической безопасности региона в соответствии со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года6. Также важным является определение пороговых значений основных факторов обеспечения экономической безопасности региона, например, таких, как рост валового регионального продукта, доля в его структуре МСП и инновационных продуктов. При этом государственные институты, включая институты развития, при поддержке МСП, в том числе инновационного, должны работать на конечный результат — выполнение пороговых значений. В результате проведенного исследования также был сделан вывод о том, что в условиях Севера и Арктики для инновационного развития предпринимательской экосистемы крайне важным является стимулирование государством крупных компаний к сотрудничеству с малыми и средними инновационными предприятиями. Так как основой промышленности Севера и Арктики является добыча природных ресурсов крупными предприятиями, именно они могут обеспечить поддержку и клиентскую базу для инновационно ориентированных малых и средних предприятий. 5 Региональный стандарт развития креативных индустрий. URL: Regionalnyy_standart_razvitiya_kreativnykh_industriy.pdf (kultura-to.ru ) (дата обращения: 10.05.2024). Заключение Исследование, представленное в данной статье, позволило выявить основные проблемы, характерные для малого и среднего предпринимательства, в первую очередь те проблемы, которые были определены как наиболее важные с точки зрения самих представителей малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в Республике Коми — одном из северо-арктических регионов России. Наиболее важными проблемами МСП на Севере и в Арктике в настоящее время являются: 1) низкий уровень конкурентоспособности; 2) недостаточная инвестиционная привлекательность; 3) нехватка высокотехнологичных финансовых инструментов для развития МСП в условиях Севера и Арктики по инновационному сценарию и, соответственно, низкая инновационная активность предпринимательства; 4) неразвитость рынка ценных бумаг и экосистемы венчурной индустрии в целом; 5) отсутствие высококвалифицированных кадров и низкое качество подготовки кадров; 6) необходимость совершенствования государственной поддержки в части развития информационных технологий и повышения результативности институтов развития предпринимательства; 7) отсутствие возможности реализации интел­ лектуального потенциала и связанные с этим проблемы развития индивидуальных творческих устремлений. В целях нивелирования выявленных проблем и инновационного развития малого и среднего предпринимательства на Севере и в Арктике России авторами разработаны элементы механизмов государственной поддержки повышения инновационной активности МСП, включающие: 1) создание советом директоров условий, которые помогут направить творческие усилия работников на разработку инновационных продуктов, что укрепит конкурентоспособность предприятия; 2) разработку и внедрение Плана обеспечения экономической безопасности региона в соответствии со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года; 3) построение качественной инфраструктуры по инновационному сценарию; 4) повышение инновационности факторов экосистемы предпринимательской деятельности; 5) включение малого и среднего предпринимательства в состав Торгово-промышленной палаты, которая будет выполнять функции передачи 6 Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». URL: www.consultant.ru (дата обращения: 10.05.2024). 158 ©Шихвердиев А. П., Вишняков А. А., Оганезова Н. А., 2025

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz