Север и рынок. 2025, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 149-162. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 149-162. РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ Ученые отмечают, что при планировании и принятии решений в соответствии с национальным законодательством и институциональными ограничениями национальной экономике необходимо также учитывать отличие арктических регионов от других территорий России. Однако представленные исследования рассматривают развитие МСП в условиях АЗРФ только применительно к отдельным объектам, а не в целом, а также без учета угроз и рисков по всем видам арктической деятельности. Научные публикации других исследователей, занимающихся проблематикой развития малого и среднего предпринимательства (см., например, работы [12-14]), позволили оценить влияние государственной социально-экономической политики на предпринимательскую деятельность на северных территориях, выявили особенности и роль механизмов государственной поддержки МСП в различных регионах страны. Так, в работе [12] рассмотрены теоретико-методологические положения и представлен разработанный методический инструментарий оценки социально-экономической результативности государственной политики в сфере предпринимательства в северных регионах России. Результаты исследования особенностей реализации мер государственной поддержки субъектов МСП в условиях становления цифровой экономики систематизированы в работе [13]. Отличительные особенности общегосударственной поддержки МСП представлены в работе [14]. Хотя указанные научные работы дают ценную информацию о роли государственной социально экономической политики и механизмах поддержки МСП, они не всегда учитывают специфику северных и арктических регионов, где условия ведения бизнеса могут существенно отличаться от более южных территорий России. Важно проводить более глубокие исследования и разрабатывать специализированные подходы к поддержке МСП на Севере и в Арктике, учитывая уникальные экономические, социальные и природные факторы этих территорий. В свою очередь, авторы данной статьи в своей предыдущей работе [15], посвященной исследованию экосистем предпринимательской деятельности в условиях Севера и Арктики, выявили факторы, влияющие на эффективность государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, определили особенности реализации государственной поддержки с учетом специфики Севера и Арктики. Также авторами ранее были исследованы система и структура механизма государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, были выделены важнейшие составляющие — организационно-правовая, программно-целевая и функционально-ресурсная. Таким образом, авторами раскрывается комплексный подход к рассмотрению механизмов государственной поддержки. По результатам обзора зарубежных и российских исследований, в том числе и тех, которые были проведены авторами данной статьи ранее (см., например, работы [5; 15] и ряд других), можно сделать вывод, что развитие северных и арктических территорий имеет лучшие перспективы с внедрением инновационного подхода (для экономического роста и устойчивого развития), а наиболее приоритетным направлением для инновационного развития в условиях Севера и Арктики является финансовая поддержка. Следует отметить, что в существующем научном дискурсе практически отсутствуют исследования роли системы корпоративного управления как внутренней основы обеспечения инновационной активности и развития МСП. Также в проанализированных трудах ряда авторов не рассматривается роль организационной структуры малого и среднего предпринимательства (совета директоров и других компонентов, помогающих развитию). Однако, по нашему мнению, именно организационная структура МСП может являться стержнем, привлекающим инвесторов, оказывать существенное влияние на реализацию инновационных проектов, снижать риски, повышать репутацию и в конечном итоге обеспечивать конкурентоспособность и выживаемость инновационных предприятий на Севере и в Арктике. Исходя из вышесказанного, для развития северных и арктических территорий России по инновационно ориентированному сценарию и повышения инновационной активности МСП в современных условиях следует усилить роль как крупных компаний, так и государства (включая его меры поддержки) [16-20]. При этом необходим постоянный анализ инновационной активности малых и средних предприятий, осуществляющих свою деятельность в условиях Севера и Арктики, а также анализ влияния крупных компаний и государства на МСП. Требуется разработать и внедрить эффективные механизмы государственной поддержки повышения инновационной активности МСП для развития северных и арктических территорий, устранить причины неиспользования инновационного потенциала МСП. В составе разработанных механизмов необходимо сделать упор на расширение возможностей инновационных МСП с большимтоварооборотом и внедрение элементов венчурной индустрии в совершенствовании инновационной экосистемы. Учитывая, что предыдущие исследования авторов позволили определить в качестве основной проблемы развития этой сферы на Севере и в Арктике России недостаточную инновационную активность 152 ©Шихвердиев А. П., Вишняков А. А., Оганезова Н. А., 2025
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz