Север и рынок. 2025, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 149-162. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 149-162. РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ достаточно высокими возможностями в реализации творческого подхода при выполнении инновационных проектов. Говоря о развитии малых и средних инновационных предприятий на Севере и в Арктике, необходимо учитывать основные проблемы их становления и развития, связанные со специфическими особенностями этих территорий [6-8]. К основным специфическим особенностям Севера и Арктики можно отнести: — суровые климатические условия и стратегические риски ведения бизнеса; — значительная удаленность территорий Севера и Арктики (например, Республики Коми) от экономических и культурных центров Российской Федерации (однако здесь следует отметить, что для инновационной продукции отсутствуют критерии удаленности, в этом важность и нужность инновационных предприятий на Севере и в Арктике); — наличие высокой доли коренного населения и необходимость учета их интересов, защищаемых законодательно; — высокая экологическая нагрузка на окружающую среду; — миграционный отток населения из регионов Севера и Арктики; — недостаточно высокий уровень предпринимательской активности населения по причине неуверенности в будущем бизнеса и слабой развитости инновационной инфраструктуры; — низкий уровень квалификации местных кадров и необходимость привлечения кадров из неарктических регионов; — недостаточность компетенций управленческих работников в части ведения бизнеса в условиях Севера и Арктики; — существующая инновационная инфраструктура не обеспечивает инновационное развитие бизнеса; — отсутствие в регионе экосистемы венчурной индустрии как фактора развития инноваций. В связи со все возрастающей в последние годы стратегической необходимостью освоения северных и арктических регионов Российской Федерации внимание государственных органов, институтов развития и научного сообщества все чаще 1Указ Президента РФ от 26.10.2020 г. №645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». URL: www.consultant.ru (дата обращения: 10.05.2024). 2 Указ Президента РФ от 05.03.2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». URL: www.consultant.ru (дата обращения: 10.05.2024). 3Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-Ф3 (ред. от 23.03.2024) «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» // Официальный сайт приковывают вопросы реализации стратегических, государственных, социально-экономических и программных механизмов развития этих территорий. Однако, несмотря на такое повышенное внимание, создание фондов, разработку механизмов поддержки, доля МСП в валовом региональном продукте не растет, количество реализованных стартапов мало, а активность МСП в разработке новых стартапов и в модернизации уже функционирующих компаний недостаточна. Реакцией на сложившуюся ситуацию стало принятие ряда важнейших нормативных документов: «Стратегии развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на период до 2035 года»1, «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года»2, государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» [5]. Эти документы, помимо постулирования приоритетов государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ), закрепили в качестве целей развитие социально экономического потенциала АЗРФ и повышение качества жизни населения российской Арктики. Сложившаяся в сфере развития МСП ситуация послужила также одной из причин принятия Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»3 и утверждения Перечня опорных населенных пунктов (муниципальных образований) арктических территорий РФ, в том числе выполняющих функции обеспечения национальной безопасности и (или) баз развития минерально сырьевых центров, объектов экономики и (или) инфраструктуры в арктической зоне РФ4. Исследования, посвященные развитию МСП, в том числе в АЗРФ, показали важность стратегических и программных механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства. Они определяют долгосрочные цели и методы поддержки, формируют устойчивые внутренние связи в системе МСП, стимулируют развитие инновационных проектов, определяют стратегию и приоритеты развития региона с учетом интересов МСП [9-11]. Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/45677 (дата обращения: 05.10.2024). 4 Распоряжение Правительства РФ от 28.11.2023 № 3377-р (ред. от 13.08.2024) «Об утверждении перечня опорных населенных пунктов (муниципальных образований) Арктической зоны РФ, в том числе выполняющих функции обеспечения национальной безопасности и (или) баз развития минерально-сырьевых центров, объектов экономики и (или) инфраструктуры в Арктической зоне РФ» // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://static.government.ru/media/files/swH5WxRwFOGjLhqUigoDpo 4NAIqmMfJe.pdf (дата обращения: 05.10.2024). © Шихвердиев А. П., Вишняков А. А., Оганезова Н. А., 2025 151
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz