Север и рынок. 2025, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 132-148. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 132-148. РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ условия развития МСП. Оборот средних предприятий в основном формируется в торговом секторе, в сфере ремонта и сервиса, добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производств и строительства. В то же время более активно в регионе развиваются организации малого бизнеса и индивидуальные предприниматели, концентрирующие выручку в основном в сфере торговли и строительства. Республика Саха в своем кластере отличается более значимыми оборотами индивидуальных предпринимателей и их долей в общем объеме оборота розничной торговли. Пятый кластер представлен республиками Карелия, Коми и Мурманской областью и отличается уровнем развития организаций МСП по регионам Севера несколько ниже среднего при низком уровне развития индивидуального предпринимательства. Республика Карелия обладает выгодным транзитным положением между крупными промышленными центрами и портами Мурманской, Вологодской и Ленинградской областей, которое укрепляется наличием магистральных объектов железнодорожного, автомобильного и внутреннего водного транспорта. Это способствует развитию торговли, туристической отрасли, трансферту технологий. Горнопромышленный, лесопромышленный и рыбохозяйственный комплексы потенциально выступают детерминантой развития организаций МСП. Аграрная промышленность (животноводство и растениеводство) и рыбное хозяйство формируют экономический, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. Также МСП развивается в пищевой промышленности Карелии. Экономика Республики Коми базируется на значительном природно-ресурсном потенциале, представленном нефтью, газом, углем, рудой, торфом, древесиной и пр. В то же время регион характеризуется низкой степенью диверсификации экономики, что также является сдерживающим фактором развития МСП наряду с низкой долей предпринимательства в реальном секторе и наличием территориальных диспропорций, обусловленных труднодоступностью отдельных территорий, удаленностью населенных пунктов и неравномерной плотностью населения. Мурманская область имеет также выгодное географическое положение и богатую природно ресурсную базу, включающую, прежде всего, запасы рудных полезных ископаемых и водные биологические ресурсы. В структуре ВРП преобладает добывающая и обрабатывающая промышленность, предприятия которой за счет вертикальной интеграции могут детерминировать развитие МСП. Также значимый вклад в формирование ВРП области вносят рыболовство и рыбоводство, строительство, транспортировка и хранение, чему также способствует наличие в регионе круглогодично функционирующего международного морского порта, способного обслуживать крупнотоннажные суда. Данные секторы несут в себе потенциал развития организаций МСП, но в целом моноструктурный характер экономики, недостаточная развитость сферы услуг и сервиса становятся препятствием интенсивного развития индивидуального предпринимательства. Шестой кластер представлен Республикой Тыва и имеет низкий уровень развития организаций МСП и индивидуального предпринимательства при высокой доле оборота ИП в общем обороте розничной торговли. Низкая транспортно-коммуникационная освоенность районов не позволяет в полной мере использовать имеющийся экономический потенциал развития МСП, обусловленный богатой минерально сырьевой базой, запасами лесного фонда, туристско- рекреационными особенностями и благоприятным с позиции организации транзита географическим положением. Субъекты МСП большей части регионов Севера характеризуются средним уровнем развития или уровнем ниже среднего. В условиях климатических, инфраструктурных, институциональных ограничений северных территорий, влияние которых усугубляется нестабильной экономической средой функционирования и санкционным давлением, интенсификация расширения предпринимательства возможна при грамотно выстроенной и стабильно растущей государственной финансовой поддержке. Однако в регионах Севера наблюдается неоднозначная динамика объемов предоставленной субъектам МСП финансовой помощи (рис. 5). В то же время есть регионы, поступательно наращивающие объемы государственной финансовой поддержки предпринимательства (Республика Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ, Сахалинская область и Чукотский автономный округ). Безусловным лидером выступает Ханты-Мансийский автономный округ, который активно реализует программу поддержки МСП и в 2022 г. существенно нарастил объемы предоставляемых финансовых ресурсов. Далее следуют Сахалинская область и Ямало Ненецкий автономный округ. Республика Саха (Якутия) в 2022 г. сдала свои позиции и снизила объем предоставленной МСП финансовой поддержки (рис. 6). 140 ©Захарова К. А., Бабурина Н. А., 2025
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz