Север и рынок. 2025, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 132-148. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 132-148. РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ в сложноустроенных субъектах Российской Федерации [24]. Важное значение для России имеет наращивание потенциала ее северных территорий. Созданы и реализуются приоритетные национальные проекты для саморазвития территориальных сообществ Крайнего Севера и Арктики как важнейшего элемента системного пространственного регионального развития [25]. На сегодняшний день большинство исследований, посвященных развитию северных территорий, определяют недостаточную разработанность эффективных механизмов государственного стимулирования МСП. Так, с 2019 по 2024 г. действует национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», однако ведущие отечественные исследователи акцентируют внимание на необходимости его совершенствования [26] с учетом северной специфики, отмечая, что состояние МСП на Севере России заметно хуже, чем в остальных регионах страны, а ресурсы органов власти крайне ограничены. Это подтверждается тем, что большая часть научных работ, рассматривающих проблемы развития МСП и интенсификацию их деятельности путем предоставления государственной финансовой поддержки в рамках реализации государственных программ, не учитывает природно-климатические и географические условия арктических территорий, северной транспортной недоступности и холодовой дискомфортности. При этом в Российской Федерации значимой части территории свойственны именно такие условия. Тем не менее, часть авторов уделяют особое внимание проблемам развития государственного управления на северных территориях [27], описывая особенности сложноустроенных субъектов РФ, специфику экстремальных условий проживания населения, предлагая иные механизмы поддержки, адаптированные под северную специфику [28]. Но на сегодняшний день все еще не представлен анализ системных мер комплексной государственной финансовой поддержки субъектов МСП по всем северным территориям. Материалы и методы В процессе исследования были использованы методы сравнительного и динамического анализа для выявления тенденций развития предпринимательства и ключевых особенностей 1 Социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики: сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 20.03.2024). 2Малое и среднее предпринимательство в России. Статистические сборники // Федеральная служба государственной статистики: сайт. государственной финансовой поддержки субъектов МСП. Для группировки и типологизации регионов Севера по уровню развития МСП были выбраны методы иерархической (average) и неиерархической (PAM) кластеризации. Кластеризация проводилась с применением среды для статистических вычислений и графики R. В целях выявления значимости государственной финансовой поддержки наряду с влиянием ключевых экономических детерминант на развитие субъектов МСП был использован корреляционно-регрессионный анализ. В частности, были построены три модели панельных данных: объединенная модель МНК (методом наименьших квадратов), модель фиксированных и модель случайных эффектов. На основании тестов Вальда, Бройша — Пагана и Хаусмана была определена наиболее адекватная модель, которой выступила модель фиксированных эффектов. Эконометрическое моделирование и тестирование моделей проводилось в статистической программе Gretl. В исследовании использованы данные Федеральной службы государственной статистики по 13 регионам Севера, характеризующие социально экономическое положение субъектов Российской Федерации1 и развитие малого и среднего предпринимательства в России2 за период с 2019 по 2022 г. По государственной финансовой поддержке субъектов МСП в регионах Севера были использованы открытые данные Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки3. Результаты Номинальная валовая добавленная стоимость субъектов МСП регионов Севера России выросла с 2019 по 2022 г. на 34,88 %. При этом реальная валовая добавленная стоимость субъектов МСП с корректировкой на инфляцию в целом на рассматриваемых территориях сократилась на 11,32 %. В разрезе отдельных территорий в 10 из 13 регионов наблюдалось снижение, за исключением Ненецкого, Чукотского, Ханты- Мансийского автономных округов, которым удалось в рассматриваемый период сохранить положительную динамику. Среди регионов Севера наибольшую добавленную стоимость производят субъекты МСП Ханты-Мансийского автономного округа, а наименьшую — субъекты МСП Ненецкого автономного округа (рис. 1). URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13223 (дата обращения: 20.03.2024). 3Единый реестр субъектовмалого исреднего предпринимательства — получателей поддержки // Федеральная налоговая служба: сайт. URL: https://www.nalog.gov.ru/opendata/7707329152-rsmppp/ . ©Захарова К. А., Бабурина Н. А., 2024 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz