Север и рынок. 2025, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 132-148. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 132-148. РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ что не стоит однозначно говорить о необходимости развивать либо малые и средние, либо только крупные хозяйствующие субъекты. Они взаимодополняемы: как субъекты МСП не смогут развиваться без поддержки государства и крупного бизнеса, так и государственные структуры, а также крупные предприятия нуждаются в услугах субъектов МСП. То есть все три структуры (государственный сектор, крупный бизнес (корпорации) и сектор МСП) должны органично взаимодополнять друг друга. При этом важно учитывать, что экономика северных территорий преимущественно моноотраслевая, ввиду отсутствия необходимых рычагов модели развития рыночной экономики, которая не может оперативно отвечать современным вызовам и реалиям. Исходя из актуальности исследования, его целью стало выявление значимости государственной финансовой поддержки субъектов МСП на фоне особенностей их развития в регионах Севера. Задачи исследования: дать оценку состояния развития МСП в северных регионах страны; обозначить тенденции государственной финансовой поддержки субъектов МСП в регионах Севера; определить влияние государственной финансовой поддержки, наряду с макроэкономическими факторами, на развитие МСП в регионах Севера. Основной проблемой развития МСП является нахождение оптимального уровня прямого государственного стимулирования. Именно оптимальный объем государственного финансирования может выступать драйвером развития субъектов МПС на северных территориях. Спорность вопроса о влиянии прямой государственной поддержки на развитие МСП определила выбор темы исследования, его теоретическую и практическую значимость. Обзор литературы по проблематике исследования Феномен государственной финансовой поддержки предпринимательства в тех или иных видах присущ всем экономикам. Тем не менее трактовка данного экономического явления в разных странах будет различна в зависимости от нормативно-правового поля. Ученые западного пула исследований уделяют особое внимание справедливости предоставления такой поддержки, ее важности и необходимости, а также вопросам контроля объемов и сроков ее предоставления [3; 6-12]. Однако на сегодняшний день в западных странах отсутствует такая обширная и системная государственная поддержка субъектов МСП, как в России. В основном в этих странах имеет место точечная поддержка конкретной системообразующей отрасли для конкретного государства и преимущественно в виде субсидий или грантов. Так, анализ зарубежной литературы последних лет показал, что, к примеру, большое количество исследований посвящено анализу влияния субсидирования китайских компаний на нефтяную отрасль [13], инновационную деятельность [14] и иные сферы, на поведение потребителей в условиях современных вызовов и угроз, в частности пандемии COVID-19 [15]. В представленных работах сделан акцент на неэффективности бесконтрольного предоставления субсидий, отмечается необходимость регулярного мониторинга и внесения изменений как в объем субсидирования, так и в сроки предоставления данной формы государственной финансовой поддержки. Авторы проводят оценку влияния внешнего регулирования на государственные субсидии и подчеркивают важность надзора для корректировки действий местных органов власти, что позволяет своевременно вносить изменения в политику предоставления субсидирования. Все чаще встречается использование эконометрического анализа и выявление с помощью него влияния разного рода субсидий на финансовые показатели компании [16; 17], реже представлен анализ малоиспользуемых микроданных о прямых государственных субсидиях, предоставляемых компаниям [18]. Исследователями также проводится оценка влияния государственных бюджетных субсидий и механизма налогового стимулирования на выдачу зеленых патентов предприятиями [19], на НИОКР компании [20; 21]. Рассматривается привлечение зарубежных корпораций к социальной ответственности и конкурентной нейтральности государственных субсидий [22]. В Германии [23], например, гранты выдаются на открытие бизнеса. В российском поле исследований особый акцент делается на эффективности отдельных форм и методов государственной финансовой поддержки субъектов МСП. Так, часть авторов считает, что для развития МСП достаточно будет предоставления налоговых льгот и преференций, другие ученые считают, что должны быть адресные субсидии для определенных категорий МСП, часть исследователей предлагают применять индивидуальные меры государственной финансовой поддержки для конкретных областей (Мурманская, Вологодская области, зона Арктики и т. д.). Объединяющим фактором данных исследований является то, что подавляющее большинство ученых определяет значимость государственной поддержки, считая, что без нее не произойдут рост и расширение возможностей субъектов бизнеса, так как МСП в настоящее время является неотъемлемой частью рыночной экономики России и ее регионов. Все это подтверждается при рассмотрении специфики бюджетного механизма распределения 134 ©Захарова К. А., Бабурина Н. А., 2025
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz