Север и рынок. 2025, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 132-148. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 132-148. РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СЕВЕРНЫХ РЕГИОНАХ in the context of the unique challenges faced by SMEs in northern regions. SMEs in these areas demonstrate uneven growth and substantial variations in their economic contributions in terms of gross regional product formation. A cluster analysis, applying both hierarchical and non-hierarchical clustering methods, identified six distinct groups of northern regions based on SME development levels. Among these, Magadan and Sakhalin exhibited the highest levels of SME activity, while the Republic of Tyva ranked the lowest. The primary barriers to SME growth in northern regions stem from harsh climatic conditions, inadequate infrastructure, and institutional constraints. These challenges have been further exacerbated by external factors such as the COVID-19 pandemic and economic sanctions. Government financial support plays a critical role in fostering SME development under these conditions. However, funding levels remain inconsistent across regions, with the exception of the Komi Republic, Sakhalin Region, and the Yamalo-Nenets and Chukotka Autonomous Okrugs, where financial support has shown a steady increase. Econometric analysis highlights the importance of government financial support in SME development, alongside factors such as improvements in the investment climate, reductions in unemployment, and the stimulation of consumer demand through lending. Notably, expanding financial support to a broader range of recipients proved more effective than merely increasing the average funding per business. Future research should focus on evaluating the impact of different forms of government financial support on SME development in northern regions. Keywords: small and medium-sized enterprises (SMEs), small and medium-sized businesses (SMBs), government financial support, Russian North, cluster analysis Acknowledgments: This study was supported by a grant from the Russian Science Foundation (Grant No. 23-28-01690, https://rscf.ru/project/23-28-01690/) . For citation: Zakharova K. A., Baburina N. A. Government financial support for small and medium-sized enterprises in northern regions. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 132-148. doi:10.37614/2220-802X.1.2025.87.009. Введение Мнения ученых-исследователей относительно роли и значения малого и среднего предпринимательства (МСП) в современной экономике расходятся. Одни отдают ему приоритетную роль, называя неотъемлемой частью современного экономического мира [1]. Другие полагают, что государство и крупные корпорации в экономическом плане должны прокладывать путь малым формам, так как последние не в состоянии самостоятельно создать развитое экономическое пространство [2]. Опыт развитых стран, делающих ставку на предпринимательство, показывает, что малый и средний бизнес является лидером в производственном секторе. Его доля в ВВП в этих государствах превышает 50 %, в результате именно МСП определяет экономический рост [3]. В России МСП отводится значительная роль, однако в большинстве регионов страны выявляется сильная дифференциация субъектов по социально экономическому развитию [4]. Для регионов Севера России, в которых жизнедеятельность проходит в сложных природно-климатических условиях [5], разнообразие факторов, определяющих особенности развития МСП, связано со спецификой таких территорий, которая характеризуется еще более заметной степенью социально-экономической дифференциации. Данная специфика обусловлена инфраструктурными ограничениями, транспортной недоступностью, повышенной ресурсоемкостью, северным удорожанием и высокими издержками при невысокой конкурентной позиции товаров местных производителей, экстремальными условиями проживания, очаговым характером расселения и малочисленностью населения на территории данных регионов, а также высокой степенью миграции населения в другие, более развитые регионы. Все это формирует вызовы и угрозы развитию МСП: нарушаются логистические цепочки поставки товаров, возникает ограниченность локальных рынков, нехватка высококвалифицированных кадров и т. д. Развитие МСП позволит решить часть этих проблем, прежде всего связанные с развитием территории. Понимание значимости малого и среднего бизнеса для экономического развития определило разработку и принятие федеральных и региональных государственных мер с целью стимулирования предпринимательской активности. Так, с 2019 г. реализуются программы национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Однако данный проект неоднократно подвергался критике из-за его низкой адаптированности к специфике регионов Севера. Еще одна особенность развития северных территорий — доминирование крупных компаний, преимущественно добывающего сектора. На 2022 г. доля добычи полезных ископаемых в общей структуре ВРП составила: Республика Коми — 47,6 %, Ханты-Мансийский автономный округ — 76,8 %, Ямало-Ненецкий автономный округ — 71,8%, Республика Саха (Якутия) — 59,6 %, Магаданская область — 49,6 %, Сахалинская область — 64,6 %. Крупные компании выступают драйвером развития предпринимательства: поставка комплектующих, логистика, ремонтные работы и т. д. Все это способствует созданию условий для функционирования МСП. Крупный бизнес закупает сырье и комплектующие, что также позволяет субъектам МСП обеспечивать и поддерживать рабочие места. Важно отметить, ©Захарова К. А., Бабурина Н. А., 2024 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz