Север и рынок. 2025, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 116-131. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 116-131. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ Вторая группа состоит из 11 муниципальных образований, большая часть которых относится к Мурманской области, а также к Карелии, Архангельской области, Красноярскому краю и Ямало-Ненецкому автономному округу. Для этой группы характерной чертой можно считать показатели обеспеченности средствами размещения и предприятиями питания, которые выше среднего по выделенным группам. Однако здесь стоит отметить, что наиболее высокие показатели фиксируются для промышленных городов (Норильск, Северодвинск, Новый Уренгой и Ноябрьск). В настоящий момент эти города не являются значимыми туристскими центрами, что в том числе связано с неблагоприятными климатическими условиями и их транспортной удаленностью. Отдельные муниципальные образования этой группы (Кемский и Онежский районы) можно рассматривать как перспективные в плане развития туризма в связи с высокой концентрацией объектов культурного наследия, относительно благоприятным климатом и хорошим географическим положением. Однако показатели туристской инфраструктуры (предприятия питания и размещения, количество туроператоров) демонстрируют нереализованное^ этого потенциала. Следующая группа сформировалась их трех муниципальных образований (Беломорский муниципальный округ, Приморский и Таймырский Долгано-Ненецкий районы), для которых можно зафиксировать средние и высокие (в Приморском районе) показатели обеспеченности предприятиями гостеприимства и наличия туроператора в каждом муниципалитете. Доминантным для формирования этой группы стал показатель наличия объектов, включенных в списки культурного и природного наследия ЮНЕСКО: петроглифы Белого моря (Беломорский муниципальный округ, Республика Карелия), историко-культурный комплекс Соловецких островов (Приморский район, Архангельская область) и плато Путорана (Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Красноярский край). При этом муниципалитеты третьей группы характеризуются как относительно благоприятными, так и суровыми климатическими условиями. Для четверной группы, в которую вошли три городских округа Мурманской и Архангельской областей (Кировск, Мурманск и Архангельск), характерна высокая обеспеченность такой инфраструктурой, как гостиницы, предприятия питания, туроператоры, что подтверждает сформировавшийся туристский интерес, который, кроме этого, основывается на достаточно высокой концентрации объектов культурного наследия регионального и федерального уровней. Также муниципальные образования этой группы охвачены национальными и круизными маршрутами. Особенностью города Кировска с туристской точки зрения можно считать наличие популярного горнолыжного курорта «Большой Вудъявр», который привлекает значительное количество туристов. Пятая группа оказалась самой представительной по количеству вошедших в нее муниципалитетов, которые относятся к пяти арктическим регионам: Мурманской и Архангельской областям, Республике Саха (Якутия), Ямало-Ненецкому и Чукотскому автономным округам. Этой группе свойственны низкие значения показателей, характеризующих инфраструктуру туризма, обеспеченность объектами культурного наследия, объектами из списков ЮНЕСКО, относительно других групп, а также отсутствие включенности в национальные, морские и речные круизные маршруты. Можно говорить о том, что в настоящий момент на территориях данных муниципалитетов туристские системы не сформировались или имеют значительные структурные недостатки. При этом для большей части муниципалитетов характерен суровый климат, географическая отдаленность и низкая транспортная связность с другими территориями страны. В состав шестой группы вошли муниципальные образования Ямало-Ненецкого автономного округа, республик Коми и Саха (Якутия). Как и в пятой группе, отмечается низкий уровень обеспеченности предприятиями гостеприимства и питания (за исключением города Усинска и Пуровского района с высокой концентрацией предприятий гостиничного сектора). Отличительной чертой этих муниципалитетов в рамках выполненного кластерного анализа можно считать высокую долю представителей коренных малочисленных народов среди местного населения (в среднем по группе выше 60 %). Однако и количество туроператоров (один на всю группу), и отсутствие мероприятий типа фестивалей показывают, что этнокультурный потенциал этих территорий не реализован в туристском продукте. Это может быть в том числе связанно с суровым климатом и слабо развитой транспортной инфраструктурой. Муниципалитеты седьмой группы локализуются в Мурманской и Архангельской областях, Ямало­ Ненецком, Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах, Республике Карелия и Красноярском крае. Для группы характерны низкая концентрация предприятий питания, средняя обеспеченность предприятиями гостеприимства, отсутствие объектов из списков ЮНЕСКО, дайвинг-центров, яхт-клубов, горнолыжных трасс, невключенность в национальные и круизные маршруты. Для группы фиксируется высокая доля представителей коренных малочисленных народов среди местного населения. Однако, в отличие от шестой группы, можно говорить, что этнокультурный потенциал реализован, что © Васильева А. В., Кондратьева С. В., Каргинова-Губинова В. В., Морошкина М. В., Морозов А. А ., 2025 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz