Север и рынок. 2025, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 116-131. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 116-131. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ 5. Информационные знаки системы навигации в сфере туризма в Арктической зоне Российской Федерации. Общие требования. 6. Предотвращение конфликтных ситуаций между туристами и белым медведем. Требования. Данные стандарты учитывают природно­ климатические особенности арктических территорий, их историю и устанавливают требования к обслуживающему туристов персоналу, используемой инфраструктуре, системам коммуникации, навигации и т. д. В частности, согласно пункту 4.9. ГОСТ Р 59850.1-2021, реализация туристского продукта включает страхование туристов, проведение инструктажей и получение разрешений на пребывание на территории ООПТ. В соответствии с пунктом 6.2. ГОСТ Р 59850.4-2021, туристская инфраструктура в Арктике для обеспечения бесперебойности ее работы должна выдерживать длительные низкие температуры, интенсивные ветра, динамические нагрузки; позволять обеспечить защиту от хищных животных; быть энергетически эффективной и обладать запасами ресурсов, поскольку возможность их подвоза может быть ограничена. Пункт 9.2 этого же документа регламентирует, что требуется обеспечение минимально возможного воздействия туристской инфраструктуры на окружающую среду при соблюдении установленных показателей ее живучести и автономности. ГОСТ Р 59850.5-2021 устанавливает пять групп информационным знаков для организации навигации: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, эвакуационные и указательные (примером первых являются «Осторожно. Белые медведи» и «Осторожно. Ледник»). Эти стандарты корреспондируются с основными принципами арктического туризма, сформулированными Фондом охраны дикой природы и предусматривающими сохранение дикой природы и биоразнообразия, неистощительное природопользование, уважение к культуре местных сообществ и вовлечение их в туристскую деятельность, а также важность соблюдения техники безопасности4. В упомянутой выше Стратегии развития АЗРФ для каждого арктического региона обозначены направления ее реализации в сфере развития туризма, предполагающие разнообразные его формы. Таким образом, вся российская Арктика рассматривается как перспективная территория для развития туризма. Результаты и обсуждение Имеющиеся негативные особенности (социально­ экономические, инфраструктурные) проявляются в арктическом пространстве неоднородно, что, в свою очередь, влияет на характер развития 4 URL: https://wwfeu.awsassets.panda.org/downloads/10principlesforarct ictourism(eng)_f6!2.pdf. и степень дифференциации территориальных туристских систем. Кроме того, природно­ климатические параметры также, или даже в большей степени, влияют на исследуемые системы, совокупно формируя пространственные закономерности развития арктических туристских систем. Объединение исследуемых объектов в типологические группы позволяет выявить объективные предпосылки к построению адекватных проблемно ориентированных систем управления территориальными экономическими системами. Иерархическая кластеризация с использованием программы Statistics выполнялась по набору выбранных показателей по всем обследуемым муниципалитетам. Отбор показателей осуществлялся с учетом специфики развития различных видов туризма и уровня развития туристской инфраструктуры, что, в свою очередь, позволило выделить несколько типологических групп туристских систем российской Арктики (рис. 1). Интерпретация полученных результатов иерархического кластерного анализа позволила выделить восемь типологических групп, демонстрирующих общие черты объединяемых объектов (табл. 1). При этом, принимая во внимание высокий уровень развития двух групп и схожесть значений показателей развития туристских систем, в состав которых вошли городские округа Кировск, Мурманск и Архангельск, авторами было принято решение об объединении их в одну типологическую группу (четвертый кластер). Анализ выделенных типологических групп позволяет провести ранжирование туристских систем арктических регионов Российской Федерации по уровню их развития (табл. 2). Пространственная организация выделенных типологических групп по уровню и специфике развития туристских систем российской Арктики схематически представлена на рис. 2. В первую группу вошли муниципальные образования, относящиеся к Мурманской области, Республике Карелия и Ямало-Ненецкому автономному округу (см. табл. 1). Для этих муниципалитетов характерны средние показатели обеспеченности предприятиями питания и размещения туристов. В большей части этих муниципалитетов работают локализованные на их территории туроператоры. Отличительной особенностью этой группы можно считать наличие во всех муниципалитетах дайвинг- центров и яхт-клубов, что объясняется приморским положением (Печенгский, Лоухский, Кольский районы) либо возможностью выхода к судоходным рекам. Муниципальные образования группы характеризуются значительным разбросом показателя благоприятности климата и низкими показателями обеспеченности транспортной инфраструктурой. © Васильева А. В., Кондратьева С. В., Каргинова-Губинова В. В., Морошкина М. В., Морозов А. А ., 2025 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz