Север и рынок. 2025, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 102-115. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 102-115. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ Но ориентироваться стоит на значительно большую сумму, так как Мурманская область, что видно из табл. 2, уступает среднероссийскому уровню по отдаче от инвестиций, причем это не компенсируется значительными объемами финансирования проектов и их длительностью, как в Ямало-Ненецком автономном округе, где отдача будет иметь временную задержку. Чтобы только сравняться со средним уровнем Российской Федерации в 2022 г. Мурманской области были необходимы дополнительные 28 млрд рублей, что составляет 11 % от всех средств, инвестированных в этом году в регионе. Новые или мало задействованные на текущий момент механизмы и инструменты привлечения финансовых средств могут в значительной степени помочь в достижении необходимого уровня финансирования для стабильного и ускоренного социально-экономического развития региона. Заключение и дискуссия На сегодняшний день основой инвестиционной деятельности в Мурманской области является поддержание существующего уровня производительности ключевых, «традиционных» для области отраслей, позволяющих максимизировать получаемый ВРП и удовлетворить базовые потребности современного общества в государственных и общественных услугах. Такой подход к управлению является эффективным с экономической точки зрения, но развитие социальной составляющей оказывается замедленным. Кроме того, в условиях мировой геополитической нестабильности возникают новые угрозы экономической безопасности региона, которые требуют принятия соответствующих мер. Мурманская область обладает достаточным потенциалом для того, чтобы сформировать современную социально-экономическую систему, способную выдержать все вызовы. Для того чтобы увеличить возможности региона при реализации как можно большего количества инвестиционных проектов в различных отраслях, являющихся точками роста, необходимо обеспечение достаточного уровня финансирования. Решением может стать создание и активное использование современного инструментария и механизмов финансирования инвестиционных проектов, в первую очередь с помощью мало задействованных или не задействованных в принципе, уже имеющихся инструментов, таких как средства населения и ресурсы кредитной сферы. Применение данного подхода позволит в значительной степени ускорить социально-экономическое развитие Мурманской области и переориентировать инвестиционную деятельность на создание в регионе диверсифицированной, быстро развивающейся региональной экономической системы, обеспечивающей высокое качество жизни населения. С учетом имеющегося в Мурманской области опыта в сфере инвестиционной деятельности, наличия множества различных инвестиционных ниш и при сохранении текущего темпа развития инвестиционной деятельности на ее территории, в следующие десять лет региону потребуется минимум в 1,5 раза больше финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов. С точки зрения прикладной и экономической науки данное исследование показывает высокую актуальность создания новых и адаптации уже успешно применяемых в российской и зарубежной практике финансовых инструментов и механизмов привлечения необходимых ресурсов для активизации инвестиционной деятельности в арктическом регионе (Мурманской области). Дальнейшие исследования предполагают разработку основных параметров, нормативного обеспечения, форм организации и принципов практической реализации конкретных финансовых инструментов и механизмов привлечения инвестиционных ресурсов, наиболее подходящих Мурманской области. Список источников 1. Финансово-инвестиционный потенциал регионов Крайнего Севера и Арктики Российской Федерации: методология оценки и управление / Г. В. Кобылинская, С. В. Федосеев, Т. И. Барашева [и др.]. Апатиты: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук», 2024. 193 с. DOI 10.37614/978.5.91137.507.2. EDN LPJKOM. 2. Асриянц К. Г., Юсупова П. Н., Рамазанова А. К. Проблемы экономического развития дотационных регионов // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 2, № 11. С. 144-148. DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_2_144. EDN FVFVTA. 3. Vaganova O. V. Russia and sanctions // Research Result. Economic Research. 2022. Vol. 8, No. 1. P. 4-11. DOI 10.18413/2409-1634-2022-8-1-0-1. EDN OWPZWW. 4. Skufina T., Baranov S. The impact of the COVID-19 crisis on the economies of the Russian Arctic regions // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Arkhangelsk, Virtual, 10-11 сентября 2020 года. Arkhangelsk, Virtual, 2021. P. 012045. DOI 10.1088/1755-1315/678/1/012045. EDN FRDTNF. 112 © Крапивин Д. С., 2025

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz