Север и рынок. 2025, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 102-115. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 102-115. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ забывают и о качестве жизни населения, а также поощряют инфраструктурные проекты с невысокой экономической значимостью. Таким образом, главной проблемой является нахождение инвестора или иного способа финансирования различных проектов по представленным направлениям. Подсчитать примерную потребность Мурманской области в инвестиционных финансовых ресурсах можно на основании списка реализованных, реализуемых и планируемых к реализации проектов, который также можно найти на Инвестиционном портале Мурманской области7. Эти проекты и площадки можно считать наиболее перспективными, поскольку интерес к их реализации был подтвержден региональными властями в лице Корпорации развития. Но это не означает, что другие проекты, осуществляемые инвесторами самостоятельно, имеют меньшую значимость. В современных геополитических условиях для ускорения социально-экономического развития Мурманская область нуждается в как можно большем количестве проектов (рисунок). Инвестиционные проекты в Мурманской области с 2013 г. Составлено автором На сегодняшний день при непосредственном участии Корпорации развития Мурманской области инициирован 291 инвестиционный проект, 55 проектов реализовано (медианная стоимость проекта 33 млн рублей), 212 находятся на стадии осуществления (медианная стоимость 31,75 млн руб.) и еще 24 планируются к реализации либо находятся на стадии поиска инвестора (или подходящего финансирования). Помимо этого, существует 161 свободная площадка различного размера и 34 объекта, рассчитанных на малых и средних предпринимателей, на базе которых могут быть реализованы инвестиционные проекты. Даже имея данные по финансированию проектов, достаточно сложно рассчитать точную потребность региона в инвестициях, поскольку проекты сильно дифференцируются по времени реализации, хотя большинство из них должно закончиться 7 Инвестиционные проекты в Мурманской области. URL: https://invest.nashsever51.ru/registry/investment-projects (дата обращения: 26.03.2024). 8Постановление Правительства Мурманской области от 25декабря 2013 г. №768-ПП/20 «О Стратегии социально-экономического развития в краткосрочной перспективе. Но стоит учесть, что реализованные проекты стартовали минимум в 2013 г., поэтому малое количество планируемых к реализации проектов, возможно, связано с тем, что Корпорация развития ориентируется на Стратегию социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года8 и ограничена краткосрочным планированием реализации проектов из-за срока действия документа. Исходя из этого, можно подсчитать, что минимальная потребность в инвестиционных ресурсах возросла в 1,51 раза за 11 лет ((реализуемые + планируемые)/реализованные). Таким образом, при условии сохранения такого же темпа прироста инвестиционных проектов, к 2035 г. потребность Мурманской области в финансовых ресурсах на осуществление инвестиционных проектов составит примерно 550 млрд рублей. Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года» (с изменениями и дополнениями) // Информационно-правовая система «Гарант». URL: https://base.garant.ru/16989070/ (дата обращения: 26.03.2024). © Крапивин Д. С., 2025 111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz