Север и рынок. 2025, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2025. № 1. С. 102-115. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2025, no. 1, pp. 102-115. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ Как видно из табл. 1, основными источниками финансирования инвестиционных проектов выступают либо собственные, либо привлеченные средства. В среднем по Российской Федерации собственные средства преобладают над привлеченными, это говорит о том, что Мурманская область находится в зависимости от способности привлекать инвестиционные ресурсы. Это же подтверждается более значительным разрывом между данными источниками, чем в среднем по РФ. Для хозяйствующих субъектов собственными средствами для инвестиционной деятельности является нераспределенная прибыль предприятия после уплаты всех налогов и покрытия всех издержек собственной деятельности [13]. По данным табл. 1, за исследуемый период происходило постепенное снижение доли данного источника финансирования инвестиционной деятельности, которое к 2022 г. составило 9,1 процентный пункт (п. п.), что можно назвать серьезным изменением. Объяснить это можно тем фактом, что в абсолютном выражении не происходит приращения от этого источника при общем росте инвестиций. Кроме того, собственные средства предприятий расходуются не только на инвестиционную деятельность. Чаще всего предприятия предпочитают выплачивать премии и дивиденды, чем совершать инвестиции, сопряженные с различными рисками. И если начало исследуемого периода (2018 г.) можно охарактеризовать как достаточно экономически стабильное для осуществления инвестиционных проектов, то, чем ближе мы к настоящему времени, тем более турбулентными становятся как мировая экономическая система в целом, так и экономика Российской Федерации в частности. Кроме того, средства из нераспределенной прибыли могут быть направлены на инвестиции, но не обязательно в тот же регион, в котором ведется деятельность предприятия, особенно это характерно для вертикально интегрированных производственных структур, имеющих управляющую компанию. Отдельно следует отметить, что наиболее заинтересованным лицом в инвестициях является именно регион в лице управляющих органов власти, и логично, что они должны являться самым крупным инвестором. Но табл. 1 составлена исключительно по данным организаций, и главным инвестором является именно реальный сектор экономики региона. Причина этого в том, что регионы Российской Федерации в большинстве своем крайне ограничены в свободных финансовых ресурсах. Собственными средствами на региональном уровне, в соответствии с главой 8 Бюджетного кодекса РФ3, могут быть налоговые и неналоговые (прибыль от использования, сдачи в аренду или продажи имущества субъекта; штрафы, пени и прочие разовые или периодические платежи) доходы субъекта. Таким образом, значимость приобретают именно привлеченные средства. Средства, выделяемые на инвестиционную деятельность, представлены в табл. 1 как привлеченные средства бюджетов субъектов РФ, и по значениям видно, что это относительно небольшие суммы. Проблема в том, что федеральные власти уже некоторое время предпочитают максимально концентрировать финансовые ресурсы в собственных руках, а уже потом их распределять, исходя из собственных представлений. Этим же можно объяснить снижение на 8,3 п. п. привлеченных средств из бюджета, в том числе на целых 10,8 п. п. средств федерального бюджета. Мурманская область на сегодняшний день не является приоритетным регионом для федеральных властей, поэтому средства на осуществление инвестиционных проектов перенаправляются в более перспективные субъекты, например в Ямало-Ненецкий автономный округ [14]. Необходимо уточнить, что Ямало-Ненецкий автономный округ на сегодняшний день можно назвать регионом-лидером среди территорий Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Для сравнения стоит привести некоторые дополнительные показатели, связанные с инвестиционной деятельностью (табл. 2). С каждым годом финансирование инвестиционных проектов в Мурманской области увеличивается, а также растет доля привлеченных средств, как и в среднем по Российской Федерации и на наиболее привлекательной территории АЗРФ — в Ямало-Ненецком автономном округе. В относительных значениях можно наблюдать, что, по сравнению с Ямало-Ненецким автономным округом и средними значениями по стране, Мурманская область является лидером по темпам прироста, за исключением значительного падения в 2022 г. Это может говорить о том, что Мурманская область является инвестиционно-привлекательной и инвесторы готовы приходить в регион, но в большей степени они нацелены на средние проекты, о чем свидетельствует в несколько раз меньшее число инвестиционных средств по сравнению с ЯНАО. Кроме того, резкое падение прироста в 2022 г., который по праву можно назвать исключительно сложным для экономики РФ, подтверждает выдвинутый ранее тезис о не высоком приоритете 3Бюджетный кодекс Российской Федерации (БКРФ) от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 26.02.2024) URL: https://base.garant.ru/12112604/ (дата обращения: 19.03.2024) © Крапивин Д. С., 2025 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz