Север и рынок. 2024, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 67-81. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 67-81. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ Таблица 2 Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по отдельным видам экономической деятельности Российской Федерации, млн рублей Вид деятельности 2019 2020 2021 2022 Обрабатывающие производства 61539613,8 61216178,3 62411237,6 66506817,0 Производство машин и оборудования общего назначения 535087,9 569033,1 484309,6 591187,0 Производство прочих машин и оборудования общего назначения 505305,4 568532,5 486582,0 529987,0 Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства 156706,9 217617,8 245280,4 263152,0 Производство станков, машин и оборудования для обработки металлов и прочих твердых материалов 38475,9 48019,1 37978,1 41428,0 Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 3516144,6 3194911,4 3206115,9 1927736,0 Производство комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств 738796,7 661173,3 668245,2 472448,0 Производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава 1308809,7 988237,0 790300,7 882489,0 Производство летательных аппаратов, включая космические, и соответствующего оборудования 1087238,2 1069911,7 1005535,0 981904,0 Примечание. Данные представлены в сопоставимых ценах к уровню 2022 г. (пересчет проводился в соответствии со значениями индекса производителей промышленных товаров по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства»). Источник: Промышленное производство// Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/enterprise_industrial (дата обращения: 27.29.2023). Проведенный анализ с опорой на разработанный нами интегральный подход к оценке научно­ технологического потенциала позволил установить, что большинство регионов (63) в 2021 г. относились к группе со значением индекса «ниже среднего», в нее входили и регионы СЗФО. В состав интегрального показателя входят ряд субиндексов: «Исследования и разработки», «Кадры», «Технологии» и «Инновации». Наиболее представительной группой российских регионов по значениям была также группа «ниже среднего» (2,00-3,99 ед. в зависимости от выбранной временной точки для наблюдения)21. При этом положение отдельных регионов ухудшалось. Так, Вологодская область ухудшила свое местоположение в рейтинге субъектов по субиндексу «Инновации» с 42-го места (3,59 ед.) в 2010 г. до 54-го (3,04 ед.) в 2021 г. Несмотря на такую тенденцию, машино­ строительные компании — ключевой элемент национальной инновационной системы, драйвер инновационного развития [1], демонстрирующий один из наиболее высоких уровней инновационной активности среди организаций, выделенных по видам экономической деятельности (рис. 3). Машиностроительные предприятия лидируют и по объему выпускаемой инновационной продукции (рис. 4). В частности, объем инновационных товаров, работ и услуг в авиационном машиностроении превышает 26 %. Представленная динамика показателей говорит о том, что, с одной стороны, машиностроительная отрасль серьезно пострадала от введения в отношении РФ экономических санкций. В то же время «склонность» предприятий машиностроения к развитию в области инноваций, а также к использованию креативных практик является высокой, о чем свидетельствуют значения статистических показателей. Анализ успешного внедрения креативных практик в отечественном машиностроении. Приведенные выше данные свидетельствуют о возможностях для внедрения креативных практик в российском машиностроении. Преодолением проблемы, связанной с нехваткой электронных систем для укомплектования отечественных автомобилей, и, тем самым, одним из способов решения вопроса о сокращении их объемов производства стало внедрение креативных практик, связанных с производством программного обеспечения. Согласно данным Минпромторга, в 2022 г. доля российских производителей электронной продукции для автопрома увеличилась вдвое22. Проблема, связанная с обслуживанием станков с числовым программным управлением (ЧПУ), также отчасти может быть решена за счет использования креативных практик. Успешным примером ее решения может служить деятельность компании ООО «Крона» (г. Ижевск) по разработке отечественного софта для станков ЧПУ. Организация имеет и перспективные разработки. В Ижевском подразделении ГК "ADEM" ведётся работа над несколькими модулями системы ADEM23, что позволит обеспечить существенный вклад в восстановление и развитие российской машиностроительной отрасли. 21Вкачестветочекнаблюдениябыливыбраны2010, 2015, 2020и2021 гг. 22Минпромторг оценил в 20 %долю российской автомобильной электроники в 2022 году // Дзен. URL: https://dzen.ru/a/ZDVofvQ JFQ31Jmlw(дата обращения: 01.10.2023). 23 ADEM // ООО «Крона». URL: https://adem.ru/support/importoza meshhenie/?utm_medium=cpc,banner&utm_source=yandex&utm_campai gn=82980559&utm_term=---autotargeting&yclid=9507224462118092799 (дата обращения: 10.10.2023). © Иванов С. Л., Теребова С. В., Устинова К. А., Ермолов А. П., 2024 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz