Север и рынок. 2024, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 67-81. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 67-81. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ При этом более содержательно воздействие санкций проявляется во влиянии на расширение производства (для четверти респондентов), переориентацию выпуска на инновационную продукцию (для пятой части участников опроса). Тем самым, принимая во внимание выше отмеченное, санкции рассматриваются не только с позиций ограничителя для развития экономики и ее отраслей (в том числе машиностроения), но и с позиций источника развития. В последнем случае речь идет о замене комплектующих и оборудования, не имеющих на данный момент отечественных аналогов, о повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции, разработке долгосрочной стратегии реализации инвестиционных программ в машиностроении для ускорения инновационного развития отрасли [29]. Развитие отдельных отраслей, в том числе машиностроения, повышение их деловой активности, наращивание потенциала импортозамещения программных продуктов и средств связываются с внедрением креативных практик. Эта задача актуальна для регионов Европейского Севера (например, территорий, входящих в состав СЗФО) как территорий с предпосылками для инновационного развития (обладающих инновационной политикой, условиями для осуществления инновационной деятельности)16. Учитывая структуру экономики, для отрасли машиностроения регионов Европейского Севера будут актуальны такие креативные практики, которые могут применяться в отраслях специализации данных регионов: в производстве транспортных средств (в том числе городского транспорта, дорожных машин), оборудования для лесозаготовок, лесопиления, в производстве судов и пр. Методология В рамках исследования использованы общенаучные и специальные экономические методы. Для решения задач по выделению подходов к сущности понятия «креативные индустрии», разграничению понятий «креативные индустрии» и «креативные практики» использован метод изучения и анализа литературы. При рассмотрении динамики развития машино­ строительного комплекса России в условиях внешнеэкономических санкций, а также при оценке склонности предприятий машиностроения к использованию креативных практик применялся метод статистического анализа. С помощью метода 16Рейтинг инновационного развития субъектов РФ// НИУ «Высшая школа экономики». URL: https://www.hse.ru/primarydata/rir (дата обращения: 25.09.2023). 17Промышленное производство// Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/ enterprise_industrial (дата обращения: 27.09.2023). 18 О промышленном производстве в 2022 году // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/11_01-02-2023.html (дата обращения: 27.09.2023). case-study проведен анализ креативных практик, выявлены примеры успешных креативных практик российских предприятий машиностроительной отрасли. Результаты и дискуссия Анализ состояния машиностроения в условиях санкций, а также оценка «склонности» предприятий машиностроения к креативным практикам. Динамика основных статистических показателей свидетельствует о восстановлении машиностроительной отрасли в период 2014-2019 гг., а с 2020 г. — о снижении значений индексов производства в связи с последствиями пандемии, с 2022 г. — об усилении негативных последствий санкционного давления (табл. 2). Это проявляется в сокращении значений индекса промышленного производства по созданию автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов в 2021 г. по сравнению с 2022 г. с 114,6 до 55,8 %17, что привело к существенному снижению объемов отгруженных товаров, работ и услуг в части производства автотранспортных средств. В целом же следует отметить, что, по данным Росстата, к 2022 г. наметилось существенное сокращение выпуска важнейших видов продукции машиностроения18. Статистическиеданные подтверждаются результатами экспертных оценок. Согласно экспертным материалам Рейтингового агентства «РИА Рейтинг»19, объем производства в машиностроении в январе-сентябре 2022 г. сократился на 7,1 %. Производство легковых автомобилей снизилось почти втрое при ярко выраженной динамике (во втором квартале было заметное сокращение выпуска, в то время как в третьем квартале за счет возобновления деятельности АвтоВАЗа динамика улучшилась). Негативные изменения обуславливаются снижением экспорта, нарушением логистических цепочек, дефицитом комплектующих и другими обстоятельствами. Подобные тенденции проявляются не только на страновом, но и на региональном уровне. Так, на территориях Европейского Севера (в Архангельской, Вологодской, Мурманской областях, в республиках Карелии и Коми) сократились объемы отгруженной продукции машиностроительных предприятий. По данным информационного агентства «Регнум», в Вологодской области за первые семь месяцев 2022 г. упал объем промышленного производства на 4,4 %20. Сокращение производства и невысокий уровень отгруженной продукции обуславливаются и невысоким уровнем развития научно-технологического потенциала. 19Подготовлен обзор машиностроения за 9 месяцев 2022 года // РИАРейтинг. Макроэкономика иновости. URL: https://riarating.ru/macro economics/20221213/630234312.html (датаобращения: 25.09.2023). 20 На Вологодчине на фоне санкций сократилось промышленное производство // Регнум. URL: https://regnum.ru/news/3698341 (дата обращения: 27.09.2023). © Иванов С. Л., Теребова С. В., Устинова К. А., Ермолов А. П., 2024 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz