Север и рынок. 2024, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 50-66. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 50-66. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ В меньшей степени популярным является этнокультурный туризм (почти 50 %), но спрос на отдельные элементы выше и достигает 60 %. В Северной Карелии выявлен спрос на спортивный туризм, но значительно ниже, чем в России (почти в два раза). Что касается российских туристов в Финляндии, выявлена их крайне низкая информированность о местном культурном наследии (20 %) и чрезвычайно высокий интерес к этнокультурному туризму (более 76,6 %). Рис. 6. Структура потребительского спроса на рынках туризма Республики Карелия (Россия) и Северной Карелии (Финляндия), данные —доля туристов от общего количества в группе, %. Источник: Составлено авторами по результатам факторного анализа Заключение Проведенное исследование выявило дифференциацию на рынке туризма территории исследуемой дестинации по популярности различных видов туризма. Выделяются два территориальных туристских рынка: один — на территории Республики Карелия с самым популярным видом «спортивный туризм» и второй— на территории Северной Карелии с самым популярным видом «экологический туризм». Многомерный статистический анализ позволил выявить на рынке туризма исследуемой дестинации три группы туристов с различным уровнем спроса на востребованные виды туризма. Первая группа — российские туристы, путешествующие по Северной Карелии (Финляндия). Группа выделяется высоким спросом на турпродукт этнокультурного туризма, связанного с культурным наследием народов финно-угорской группы. Вместе с тем наблюдаемая крайне низкая информированность туристов о местном культурном наследии территории путешествия позволяет утверждать, что спрос не соответствует предложению, что может быть связано с разного рода барьерами (высокая цена, нерегулярность путешествий, языковой барьер, отсутствие соответствующих видов экскурсионного обслуживания и т. п.). Вторая группа — нероссийские туристы, путешествующие по Северной Карелии (Финляндия), с доминирующим спросом на турпродукт экологического туризма. Третья группа — туристы, путешествующие по Республике Карелия. Среди них доминирует спрос на спортивный туризм. Кроме того, на втором месте среди туристов республики выявлен спрос на турпродукт этнокультурного туризма. Доля туристов, наиболее информированных и готовых далее знакомиться с местным культурным наследием, составляет практически половину от выборочной совокупности. Наблюдаемый достаточно высокий уровень информированности о местном культурном наследии республики регулярно © Морозова Т. В., Белая Р. В., Козырева Г. Б., Морозов А. А., 2024 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz