Север и рынок. 2024, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 50-66. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 50-66. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ Все параметры фактора F2 являются дифференцирующими. Выявленный интегральный показатель F2 мы определяем как фактор спроса на спортивный туризм. Мы можем говорить о наличии дифференциации туристов по спросу на спортивный туризм в двух группах: с низким и высоким спросом. В исследовании мы используем понятие «уровень спроса» туристов на какой-либо вид туризма или турпродукта и определяем его оценку через количество туристов, входящих в группу с высоким спросом. Таким образом, уровень спроса совокупности туристов на спортивный туризм равен доли туристов, входящих в группу с высоким спросом. И если мы говорим о туристах всей территории исследуемой дестинации, то уровень спроса на спортивный туризм составляет 55,7 % (табл. 2). Таблица 2 Распределение туристов в разрезе групп по уровню спроса на спортивный туризм (фактор F2) Группа 1 — низкий спрос Группа 2 —высокий спрос В целом по дестинации, % Все туристы, % 44,3 55,7 100 Туристы в России, % 25,7 74,3 100 Туристы в Финляндии, % 65,3 34,7 100 Российские туристы в Финляндии, % 65,8 34,2 100 Туристы в Финляндии (без российских туристов), % 65,2 34,8 100 Примечание. Источник: Составлено авторами по результатам факторного анализа. Наблюдается дифференциация спроса среди различных групп туристов. Например, среди всех туристов Финляндии уровень спроса на спортивный туризм ниже, чем в среднем по всей дестинации, и составляет не более 35 %. То же самое относится и к российским туристам в Финляндии. В отличие от туристского рынка Финляндии, на рынке туризма в Республике Карелия (Россия) спрос на спортивный туризм в два раза выше и достигает 74 %. Таким образом, мы можем говорить о двух территориальных рынках туризма: Северной Карелии и Республики Карелия с различным спросом на спортивный туризм. Спрос на знакомство с местным культурным наследием территории исследуемой дестинации Охарактеризуем и определим третий интегральный показатель F3, выявленный в результате факторного анализа. Он имеет достаточно высокие факторные нагрузки (указаны в скобках) на следующие параметры: заинтересованность в ознакомлении с историей края (0,575); интерес к местному культурному наследию (кухне, быту, зодчеству, песенным традициям и т. п.) (0,452); готовность туристов узнать больше об историческом и литературном наследии края (фольклоре, легендах, летописях, сказаниях, преданиях и т. п.) (0,491); желание получить новые сведения о культурных традициях территории — праздниках, песнях, танцах, народных промыслах и т. п. (0,483); выбор вида экскурсионного обслуживания — пакет экскурсий с возможностью знакомства с местным культурным наследием (0,458); отношение туристов к сочетанию в туристском продукте элементов местного культурного наследия и современной культуры (0,341) (рис. 3). Для исследования дифференциации спроса мы выделили две группы туристов, используя значения третьего фактора. Результаты проведенного дискриминантного анализа показали следующее: 87,6 % исходных сгруппированных наблюдений классифицировано правильно, что подтверждает однородность и корректность группировки. Одним из значительных дифференцирующих параметров является «Интерес к ознакомлению с историей края». Желающих узнать историю территории путешествия во второй группе почти в 3 раза больше, чем в первой, и достигает 80 %. Из рисунка 3 видно, что вклад в дифференциацию групп вносят все параметры фактора F3. Учитывая факторные нагрузки, наименования и характеристики показателей, мы определили третий интегральный показатель F3 как фактор спроса на знакомство с местным культурным наследием в целом. Таким образом, на рынке туризма исследуемой дестинации выявлена дифференциация туристов по спросу на знакомство с местным культурным наследием в целом и выделены две группы туристов: с низким и высоким спросом. Как и в случае фактора F2, уровень спроса мы определяем через количество туристов, входящих в группу с высоким спросом. Так, уровень спроса на местное культурное наследие как среди всех туристов дестинации, так и среди туристов в России и туристов в Финляндии практически одинаковый (около 50 %) с небольшим перевесом в сторону туристов в России (табл. 3). Наблюдается крайне высокий уровень спроса среди российских туристов в Финляндии, который составляет почти 80 %. Результаты свидетельствуют о наличии потенциала для развития этнокультурного туризма дестинации путешествия. © Морозова Т. В., Белая Р. В., Козырева Г. Б., Морозов А. А., 2024 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz