Север и рынок. 2024, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 50-66. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 50-66. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ И СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ Материалы и методы В качестве информационной базы используются данные, полученные в рамках социологического опроса туристов на территории исследуемой дестинации, включающей приграничные регионы: Республику Карелия (Россия) и Северную Карелию (Финляндия). Выборка составила 805 респондентов. Из них 424 респондента путешествовали по Республике Карелия (Россия) и 381 респондент — по Северной Карелии (Финляндия). Социологический опрос туристов реализован в рамках проекта КА1030 «Этнокультурный потенциал туристской индустрии приграничных территорий» (микропроект) ППС «Карелия» (Ethno-cultural potential in tourism industry of border territories, 2018-2019). Проект носил характер пилотного и реализован в формате «Программы приграничного сотрудничества CBC KARELIA» на территориях Республики Карелия (Российская Федерация) и Северной Карелии (Республика Финляндия) в 2019 г. Сроки анкетного опроса туристов включали июнь- июль 2019 г. В качестве респондентов были выбраны граждане, прибывающие на территорию и позиционирующие себя как потребители туристских услуг, останавливающиеся для отдыха и проживания в организованных местах пребывания (отелях, гостиницах, коттеджах, на базах отдыха и пр.). Время опроса — период пребывания туристов в местах остановки и отдыха. Авторы данной работы принимали непосредственное участие в проведении социологического опроса туристов на территории исследуемых туристских дестинаций. В работе мы используем понятие «местное культурное наследие», под которым понимаем культурное наследие коренных народов территорий исследуемой дестинации. Элементами местного культурного наследия являются фольклор, литературное наследие (руны, поэмы, легенды и пр.), старинные музыкальные инструменты, музыкальные произведения, старинное изобразительное искусство, национальная одежда, традиционная кухня, архитектура и др. Все компоненты местного культурного наследия входят в состав турпродукта на рынке этнокультурного туризма. Научная новизна исследования заключается в разработанном при участии авторов инструментарии, включающем несколько блоков показателей. Индикаторам, характеризующим местное культурное наследие, при разработке инструментария было уделено особое внимание. Включены показатели, отражающие информированность, заинтересованность и готовность туристов узнать больше о культурных традициях территории (праздниках, песнях, танцах, народных промыслах т. п.), о традиционных ремесленных навыках (ткачестве, вышивке, деревянном зодчестве и т. п.). Кроме того, в инструментарий включены показатели, отражающие интерес к историческому и литературному наследию края, отношение к взаимосвязи традиционной и современной культур, к так называемым этнофутуристическим формам в музыке, дизайне современного жилья, одежды с элементами традиционной культуры и т. п. В исследование включены социально­ демографические показатели (пол, возраст, место жительство, основное занятие респондентов) и показатели, отражающие спрос туристов на рынке туризма. Под спросом в данной работе мы понимаем заинтересованность и готовность туристов к потреблению турпродуктов на рынке туристских услуг. В инструментарии используются показатели, характеризующие предпочтения туристов относительно форм экскурсионного обслуживания, сопровождающих лиц, видов туризма, форм размещения. Ввиду большого количества исходных переменных для выявления дифференциации спроса на рынке туризма исследуемой дестинации, были привлечены методы многомерного статистического анализа (факторный и дискриминантный) [34]. В результате факторного анализа данных (с использованием метода главных компонент и метода вращения Варимакс с нормализацией Кайзера) были извлечены пять факторов — интегральных показателей. Далее, в целях выявления дифференциации спроса в области значений каждого фактора, проводилась группировка наблюдений. Для подтверждения корректности полученной группировки привлекался дискриминантный анализ. Результаты и обсуждение Информированность туристов о местном культурном наследии Значительный вклад в первый фактор F1 вносят следующие показатели с достаточно высокими факторными нагрузками (указаны в скобках): регулярность путешествий (-0,413); информированность о каком-либо элементе местного культурного наследия (0,636), информированность об элементах местного культурного наследия, предлагаемых в списке: национальная одежда (0,596); исконные промыслы (0,567); архитектура деревянного зодчества (0,399); праздники и ритуалы (0,590); традиционная кухня (0,468); места силы, связанные с обожествлением сил природы (0,496); устный фольклор, сказания, предания (0,543); национальная музыка (0,593). Исходя из названий и характеристик параметров первого фактора, мы определили © Морозова Т. В., Белая Р. В., Козырева Г. Б., Морозов А. А., 2024 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz