Север и рынок. 2024, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 170-185. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 170-185. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ На рисунке 5 представлены стартовый состав и прогнозная конфигурация опорных связей. Сетевой потенциал 20.05 ед. обеспечивается привлечением в предпринимательскую деятельность потенциалов: инфраструктурного бизнеса Архангельской области, инициатив гражданского общества Мурманской области, опыта госуправления Республики Карелия, активности населения Ненецкого АО и социально­ инновационного лидерства корпораций Ямало­ Ненецкого АО. Стартовый сетевой состав обеспечивает максимально возможный сетевой потенциал. Максимальные суммарные потенциалы, которые могут стать опорными при организации сети, образуют связи между акторами: Население — Корпорации (18.21), Население — Госуправление (11.59), Корпорации — Гражданское общество (8.25). Далее предположим, что необходимо заменить актора по отраслевой группе «Бизнес». Программа предоставляет такую возможность в режиме пользовательского диалога «Изменить актора:». Состав и конфигурация сети изменятся следующим образом (см. рис. 6). Как видно, СПП бизнеса Архангельской области заменил следующий по значению СПП бизнеса Мурманской области, суммарный потенциал сети изменился незначительно — 20.04, опорные связи представлены теми же отраслевыми парами. Далее заменим последовательно других акторов по отраслевым группам «СПП госуправления», «СПП населения», «СПП корпораций». В результате первого итерационного «обхода» получим следующий проект сетевого состава (см. рис. 7). В результате первой замены акторов предпринимательский потенциал сети стал меньше — 18.94 (стартовый проект — 20.05). Структура опорных связей не изменилась: Население — Корпорации (17.15), Население — Госуправление (11.35), Корпорации — Гражданское общество (7.39). Изменился региональный комментарий к показателю СПП. На данном этапе все инфраструктурные предпринимательству отрасли, демонстрирующие наибольший потенциал, локализованы в Мурманской области. Действительно, Мурманская область является одним из наиболее развитых в плане инфраструктурных предпринимательству отраслей регионов АЗРФ, что верифицируется данными Российского регионального инновационного рейтинга Высшей школы экономики за 2019 г., в котором область находится на третьем месте среди территорий АЗРФ (Красноярский край — 0,4272; Архангельская область — 0,3473; Мурманская область — 0,3352)2. 2Рейтинг инновационногоразвития субъектовРоссийскойФедерации. Выпуск 7/ В. Л. Абашкин, Г. И. Абдрахманова, С. В. Бредихин идр.; Таким образом, при незначительном уменьшении суммарного предпринимательского потенциала сети, акторы, расположенные на территории Мурманской области, обеспечивают его высокое значение и их опыт инновационного поведения может быть масштабирован на другие территории. Программа дает возможность оценить потенциалы отдельных территорий. Для этого надо итерационно менять акторов сети по отраслям до появления по всем позициям определенного региона. Таким образом, по итогам нескольких публикаций автором представлена методология проектирования предпринимательских сетей в макрорегионе АЗРФ на основе оценки предпринимательского потенциала их акторов — общественных и экономических групп — участников предпринимательских отношений, чья способность к креативной деятельности является источником инноваций и новых знаний. Предложенные методики оценки предпринимательских потенциалов акторов призваны учитывать специфику арктических процессов и обеспечить принцип их «особенной» интерпретации. Все данные для оценки получены из открытых официальных источников, что обеспечивает требования доступности, малозатратности, верифицируемости, а главное, оперативности получения информации. Показано, что в рамках отдельных территориальных или социально-экономических систем на основе сетевого подхода можно проектировать оптимальный для каждой конкретной ситуации состав акторов сети и опорные связи между центральными акторами. Снятие ограничений на объем передаваемой сетевой информации и издержек по ее передаче открывает границы для вовлечения в инновационные сети необходимых для реализации идеи акторов вне зависимости от их локализации (в идеальных условиях отсутствия межтерриториальной конкуренции). Существенным условием становится желание акторов участвовать в сетевых отношениях, определяемых «выгодностью» сети для акторов и предпринимательским потенциалом самих акторов, их «полезностью» для сети. Данные условия обеспечивают принцип обоснованного вхождения акторов в сетевые альянсы. Задача формирования оптимального состава акторов и определения опорных центральных связей предпринимательской сети (как и другие задачи, решаемые с применением предложенных автором методик) может быть автоматизирована с помощью популярных инструментов программирования и визуализации под ред. Л. М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021. 274 с. © Метелева М. А., 2024 182

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz