Север и рынок. 2024, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 170-185. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 170-185. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ показатели предоставляют широкие возможности для интерпретации [5]. Так, при оценке предпринимательского потенциала бизнеса в выборку по каждой арктической территории включены только предприятия, непосредственно формирующие инфраструктуру развития предпринимательских отношений (виды основной деятельности: консалтинг и научно­ техническая деятельность; аренда и деловые услуги; образование; информация и связь), а также дана оценка масштабов их деятельности, раскрывающая роль инфраструктурных отраслей в формировании рынка услуг. В качестве характеристик предпринимательского поведения гражданского общества территорий используются показатели активности и качества работы некоммерческих организаций, ведущих деятельность в сферах, имеющих отношения к формированию отношений предпринимательства. При этом оценка сетевого потенциала гражданского общества территорий осуществляется на основе отличных от общероссийских показателей, предоставляемых службой государственной статистики. В частности, предложены показатели, характеризующие грантовую активность общественных организаций по таким направлениям деятельности, как наука, образование, просвещение, а профессиональный уровень сотрудников НКО оценивается через качество грантовых проектов — долю проектов, получивших грантовое финансирование. Сетевой предпринимательский потенциал территории в категории «Государственное управление» характеризует деятельность территориальных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения бизнеса в соответствии с Национальным рейтингом состояния инвестиционного климата в субъектах РФ (далее — НР) методики Агентства стратегических инициатив (далее — АСИ). В свою очередь, Рейтинг АСИ рассчитывается на основе опросов предпринимательского сообщества субъектов РФ относительно скорости и легкости разрешительных административных процедур, наличия инфраструктуры и ресурсов, работы институтов для бизнеса и поддержки малого бизнеса, что в полной мере отражает территориальную специфику государственного отношения к развитию предпринимательства. Особое внимание уделено методике оценки предпринимательского потенциала населения арктических территорий. Предложенные показатели позволяют интерпретировать потенциал населения территорий в свойствах: готовности к ведению рискованной предпринимательской деятельности, интегрирующей данные об активности малого и среднего бизнеса территории; навыков работы с информацией на основе гипотезы, что люди, получившие высшее и среднее профессиональное образование, обладают широкими навыками работы с информацией и высокой степенью готовности к генерированию и обмену информацией и знаниями; креативности и инновационности, интегрирующих такие характеристики территорий, как потенциал институтов интеграции коренных знаний; потенциал общественных институтов; потенциал применения информационных технологий; потенциал применения коммуникационных технологий. Методика оценки предпринимательского потенциала корпораций, ведущих деятельность на территориях макрорегиона АЗРФ, направлена на анализ таких особенностей, как: степень монополизации экономики территории крупной корпорацией; наличие крупного венчурного инвестора (по весу доходов корпораций в доходах территорий); нахождение крупных корпораций на этапе освоения территорий или этапе стабильной добычи (по типу венчурной политики — активная внешняя венчурная политика связана с приобретением лицензий, технологий и прочих нематериальных активов при открытии новых проектов; приоритет внутренней венчурной политики свидетельствует о поиске внутренних инновационных резервов через активизацию собственных НИиР на этапе стабильной и снижающейся активности). Предпринимательский потенциал корпораций оценивается в процессе его постоянного изменения с помощью корреляционного моделирования за период в 7 лет, при этом между инвестициями в инновационные активы и предполагаемыми результатами заложен временной лаг. Такой комплексный подход позволяет учесть специфические особенности арктических территорий в процессе оценки их предпринимательского потенциала. Сетевые потенциалы акторов являются системообразующими характеристиками элементов проектируемых сетевых структур, а сам подход к проектированию основан на принципе поиска «вожаков» — лидеров арктических процессов [6] — сетевых акторов, обладающих наибольшим предпринимательским потенциалом. Методы сетевой оптимизации. За почти трехвековую историю существования теории графов создано и алгоритмизировано множество подходов к решению множества практических задач с использованием сетевых моделей. Это раздел задач по оптимизации ресурсных потоков в сетях, включающий задачи планирования и управления производством, материального снабжения, проектирования сложных систем связи, © Метелева М. А., 2024 172

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz