Север и рынок. 2024, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 7-23. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 7-23. ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ Системно-агломерационный подход, напротив, способствует расширению возможностей органов МСУ как в планировании, так и в формировании и реализации комплексных социальных и экономических проектов. Однако на практике данный подход требует пересмотра границ МО на основании «узлов» синергии экономических, трудовых и социальных связей, совместного использования различных ресурсов и инфраструктуры. Результаты системно-агломерационного анализа В данном разделе систематизированы и кратко представлены предпосылки естественного формирования МА на территории ЯНАО по четырем базовым элементам авторской системно-агломерационной модели индустриального кластера (табл. 3-7). Географический аспект показывает общность границ МО (табл. 3). Логистический аспект отражает наличие транспортного сообщения между МО (табл. 4), обеспеченного автодорогами, автозимниками, железнодорожными и водными путями, авиационным сообщением. Общей транспортной магистралью на западе региона в летнее время является река Обь. Вокруг автодороги Харп —Лабытнанги — Салехард — Аксарка формируется урбанизированный центр западной части, включающий порядка 75 % населения. Железнодорожная магистраль от Полярного Урала ведет к месторождениям полуострова Ямал. Общей транспортной магистралью восточной части является автодорога, соединяющая все города и поселок Тазовский. Свердловская железная дорога доходит до Нового Уренгоя, где переходит в корпоративные железнодорожные пути в направлении Надыма и Ямбурга. Воздушное сообщение налажено между всеми населенными пунктами в западной и восточной частях. Большое значение имеют речные пути. Производственный аспект взаимодействия (табл. 5) обеспечивается экономическим каркасом и основными драйверами развития. В западной части ЯНАО это комплексные проекты «Газпрома», «Газпромнефти» и «Новатэка» по добыче и транспортировке УВС. Население Шурышкарского, Приуральского и Ямальского районов, в среднем на 60 % относящееся к КМНС, участвует в традиционных видах хозяйственной деятельности (оленеводство, рыболовство). Дальнейшее развитие данных отраслей проблематично ввиду ограниченных возможностей экосистем и чрезмерной нагрузки на них в последние десятилетия. Перспективная экономическая специализация может быть связана с наукоемким сельским хозяйством, инвесторами которого могут стать как агрохолдинги, так и нефтегазовый сектор территории. Таблица 3 Географический аспект взаимосвязей МО ЯНАО СЛХ ЛБТ ПР ШР ЯР НР ТР ПуР КР ГБК МРВ НУр НБР СЛХ V V ЛБТ V V ПР V V V V V ШР V ЯР V НР V V V V V ТР V V V ПуР V V V V V V V КР V V ГБК V МРВ V НуР V V НБР V Примечание. Источник: составлено авторами. V — наличие агломерационных признаков между МО. Здесь и в табл. 4-7 обозначения см. втабл. 2. © Деттер Г. Ф., Заболотникова М. В., Лёвкина А. О., 2024 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz