Север и рынок. 2024, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 152-169. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 152-169. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ высоких стандартов уровня и качества жизни для людей, постоянно проживающих в экстремальных климатических условиях и своим трудом укрепляющих национальную безопасность страны. Принципиально важно, чтобы учет достижения целей Стратегии осуществлялся по каждому субъекту, а не по АЗРФ в целом, поскольку, как показал проведенный анализ, существуют большие различия в уровне и качестве жизни населения арктических регионов. В противном случае на основе средних значений при существенном отставании некоторых субъектов выделенной группы достижение цели произойдет за счет их перевыполнения в других регионах, что не позволит реально оценить ситуацию и предпринять соответствующие меры для ее оздоровления. Учитывая остроту проблемы оттока молодежи и значимость ее решения для устойчивого экономического развития арктических территорий, предлагаем включить в число целевых показателей Стратегии «Численность студентов вузов на 10 000 чел. населения» (цель — поэтапное повышение до среднероссийского уровня). Конечно, по причине малой численности населения экономически нецелесообразно создавать вузы в ряде арктических регионов. Но решать эту проблему необходимо. Предлагается организовать обучение молодежи из арктических регионов в ведущих вузах страны на базе существующей в субъектах АЗРФ сети вузов на условиях субсидирования обучения. Для организации учебного процесса можно использовать дистанционные технологии, очную сессию проводить один раз в год. В целях содействия решению жилищной проблемы населения арктических территорий, недавно принято решение о льготной ипотеке на приобретение жилья на территории АЗРФ29. Предлагается установить повышенную социальную норму жилья при предоставлении жилых помещений гражданам, постоянно проживающим на территории АЗРФ. Повысить доступность услуг в сфере культуры позволит введение «Пушкинской карты» для всех возрастных категорий населения АЗРФ, которая может быть использована как для посещения мероприятий, проводимых учреждениями культуры региона, так и при поездках по стране, предусмотрев возможность накопления неиспользованных сумм. Таким образом, за счет установления более высоких уровня и качества жизни в субъектах АЗРФ можно ожидать сокращения оттока местного населения, а значит, сохранения и укрепления трудовых ресурсов стратегически важных для страны территорий. К решению проблем местного населения следует активнее привлекать корпорации, работающие в Арктике, поскольку здесь они имеют колоссальные прибыли. Данные Росстата о рентабельности добывающих и обрабатывающих предприятий в арктических регионах свидетельствуют, что практически во всех субъектах АЗРФ в системно значимых для региональной экономики отраслях есть резервы для повышения заработной платы работников и возможности для более активного участия в решении насущных проблем населения регионов присутствия без риска существенного снижения прибыльности. И, в первую очередь, это относится к организациям наиболее проблемных регионов АЗРФ, к которым относятся республики Карелия, Коми, Архангельская область, Мурманская область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия)30. Предлагается создать в каждом регионе Совет директоров, например, при главе региона, в который вошли бы полномочные представители всех крупных организаций, осуществляющих деятельность на их территории. Повышение социальной ответственности бизнеса, получающего в арктических регионах колоссальные прибыли, позволит решить часть проблем их жителей. Что также будет способствовать закреплению населения на арктических территориях. Список источников 1. Smirnov A. V., Lytkina U. V. Economic specialization and demographic development of settlements in the Northern region // Population and Economics. 2022. Vol. 6 (2). Pp. 14-34. DOI: 10.3897/popecon.6.e81561. 2. Huskey L. Challenges to Economic Development: Dimensions of "Remoteness" in the North // Polar Geography. 2005. Vol. 29 (2). Pp. 119-125. DOI: 10.1080/789610129. 3. Замятина Н. Ю., Пилясов А. Н. Новая теория освоения (пространства) Арктики и Севера: полимасштабный междисциплинарный синтез // Арктика и Север. 2018. № 31. С. 5-27. https://doi: 10.17238/issn2221-2698. 4. Скуфьина Т. П., Баранов С. В., Самарина В. П., Самарин А. В. Влияние национальной арктической политики на социально-экономические преобразования в арктических регионах России // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2022. № 2. С. 69-81. https://doi: 10.37614/2220-802X.2.2022.76.006. 29В России стартовала программа льготной «Арктической ипотеки» // 30Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сб. / Социальный фонд России: сайт. URL: https://sfr.gov.ru/press_center/ Росстат. М., 2022. С. 619. z_news/~2023/11/01/256481 (дата обращения: 05.11.2023). © Строкан Е. В., Липатова Л. Н., Градусова В. Н., 2024 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz