Север и рынок. 2024, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 152-169. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 152-169. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ пример региона, социально-экономическая ситуация в котором в 2020 г. обострилась настолько, что потребовалось прямое вмешательство президента России В. В. Путина, который в сентябре 2021 г. утвердил Перечень поручений по социально­ экономическому развитию Республики Мордовия. К этому моменту регион был, по сути, банкротом, накопив долг в размере, превышающем 200 % собственных доходов. Однако многие годы до такой развязки руководители Мордовии входили в рейтинг наиболее эффективных губернаторов, 2017 г. — 16-е место, 2018 г. — 19-е, 2019 г. — 19-е. И даже после громкой отставки экс-главы Мордовии в 2020 г. большинство экспертов «Национального рейтинга» оценили его деятельность на посту положительно. А его преемнику потребовалось всего 100 дней, чтобы признать работу регионального правительства неудовлетворительной. Преимуществом предложенного нами подхода является то, что используются только данные официальной статистики, что исключает искажение вследствие субъективизма оценивающего. Другое преимущество — использованы только относительные показатели (абсолютное значение имеет один индикатор — среднее время поиска работы, но время течет везде одинаково и не зависит от природно­ климатических условий, численности населения, места жительства и всего остального). Метод оценивания — сравнение каждого индикатора со среднероссийским значением, поскольку Стратегией именно этот уровень обозначен как пороговый, отклонение от которого в худшую сторону рассматривается как опасность, способная сформировать риски для развития АЗРФ. Надеемся, что обсуждение результатов проведенного нами исследования на страницах периодического научного издания побудит ученых к проведению подобных изысканий. Возможно, ими будет предложен иной подход, на что каждый исследователь имеет право, в чем, собственно, и заключается ценность научной дискуссии, которая позволяет приблизиться к правильному пониманию и оптимальному решению проблемы, ведь в споре, как известно, рождается истина. Заключение Результаты анализа уровня и качества жизни населения регионов АЗРФ, проведенного по более широкому перечню индикаторов, чем это предусмотрено Стратегией, позволяют сделать вывод о том, что большинство людей в регионах, обеспечивающих национальную безопасность государства, живут хуже, чем жители других российских субъектов. Выявлено значительное отставание от среднероссийского уровня по таким © Строкан Е. В., Липатова Л. Н., Градусова В. Н., 2024 164 индикаторам, как: соотношение с величиной прожиточного минимума среднедушевых денежных доходов; среднемесячной начисленной заработной платы; среднего размера назначенных пенсий. Обеспеченность жильем в большинстве регионов АЗРФ ниже, чем в среднем в РФ, и благоустроено оно хуже. Живущих за чертой бедности и нуждающихся в улучшении жилищных условий в регионах с экстремальными климатическими условиями больше, чем в других российских регионах. Во всех без исключения субъектах АЗРФ доступность высшего образования сильно снижена, что негативно отражается на уровне и качестве жизни и побуждает молодых людей уезжать из родных мест. Доступность услуг в сфере культуры, а также информационных коммуникационных технологий в большинстве арктических регионов тоже существенно ниже, чем в РФ в целом. В ходе анализа установлено, что среди арктических регионов существуют огромные различия в уровне жизни населения. Как сравнительно благополучную можно оценить социально­ экономическую ситуацию в Чукотском, Ямало­ Ненецком автономных округах и Мурманской области, как наиболее сложную — в Республике Саха (Якутия), Ненецком АО и Красноярском крае (по состоянию на 2021 г.). Выявленное значительное отставание по многим индикаторам уровня и качества жизни населения арктических территорий требует принятия мер по его существенному повышению. Предлагается рассмотреть вопрос о возможности увеличения районных коэффициентов в субъектах АЗРФ. Способствовать росту денежных доходов семей может и более активная государственная поддержка малого предпринимательства. Следует также внести изменения в Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2035 г. в части целевых показателей ее реализации. Необходимо заменить показатель среднемесячной начисленной заработной платы на показатель «Соотношение среднедушевых денежных доходов с величиной прожиточного минимума». Предлагаемые целевые значения: 2024 г. — 400 %, 2030 г. — 450 %, 2035 г. — 500 %. Кроме этого, в перечень целевых индикаторов необходимо внести показатели «Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума» (предлагаемые целевые значения: 2024 г. — 10 %, 2030 г. — 5 %, 2035 г. — 0 %) и «Удельный вес семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Предлагаемые целевые значения: 2024 г. — 8 %, 2030 г. — 4 %, 2035 г. — 0 %. Определяя уровни целевых показателей, авторы исходили из необходимости установления более

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz