Север и рынок. 2024, № 1.
СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 152-169. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 152-169. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ на 10 000 чел. населения в стране в целом). В остальных субъектах АЗРФ рассматриваемый показатель в 2021/2022 уч. году варьировался в интервале от 180 обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях на 10 000 чел. населения в Архангельской области до 228 обучающихся по программам подготовки кадров среднего звена на 10 000 чел. населения в Республике Саха (Якутия)22. Персональных компьютеров в профессиональных образовательных организациях в субъектах АЗРФ больше, чем в других российских регионах; отставание от среднего уровня по стране отмечается только в Республике Саха (Якутия) и Красноярском крае, в которых на 1000 обучающихся в начальных и средних профессиональных организациях в 2021 г. приходилось 159 и 173 компьютера соответственно (против 187 персональных компьютера на 1000 обучающихся в образовательных организациях этого уровня в РФ в целом). Студентов вузов среди жителей арктических территорий значительно меньше, чем в других российских регионах: от 4 студентов вузов на 10000 чел. населения в Ямало-Ненецком АО до 229 чел. в Республике Саха (Якутия), в то время как по стране в целом этот показатель в 2021 г. составлял 278 обучающих по программам высшего образования на 10 000 чел. населения. В одном субъекте АЗРФ нет ни одного вуза, речь идет о Ненецком АО23. Это остро стоящая проблема, поскольку отсутствие возможности получить желаемое высшее образование сильно снижает уровень и качество жизни человека и вынуждает многих к переезду. Именно неразвитость региональной системы высшего образования ученые называют одной из главных причин (наряду с уровнем жизни в регионе) миграции молодежи [27; 28]. Опубликованы результаты исследований, в ходе которых было установлено, что образовательная миграция молодежи с арктических территорий, как правило, приводит к смене места жительства [29; 30], что может стать ограничением в развитии регионов. Представляется, что сократить отток молодежи можно путем квотирования мест для арктических жителей в лучших вузах страны и организации обучения на базе существующих в арктических регионах вузов с использованием дистанционных технологий. Условия для этого есть — арктические вузы значительно лучше оснащены компьютерной техникой. Если в стране в целом на каждую 1000 студентов высших учебных заведений в 2021 г. приходился 261 компьютер, то в арктических 2 Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сб. / Росстат. М., 2022. С. 326-327. 23Тамже. С. 345-347. субъектах рассматриваемый показатель варьировался от 258 компьютеров на 1000 обучающихся в вузах в Республике Коми до 3224 компьютера в Ямало Ненецком АО24. Создание условий для получения качественного высшего образования в местах постоянного проживания позволит сохранить и укрепить кадровый потенциал экономики Арктики, поскольку может предотвратить отъезд молодых людей, многие из которых после получения образования не возвращаются на малую родину, что подтверждают исследования. В частности, И. С. Степусь, А. В. Симакова, В. А. Гуртов, Е. А. Хотеева, изучая миграционные перемещения выпускников общеобразовательных школ и высших учебных заведений, установили, что большая часть выпускников общеобразовательных школ арктических регионов продолжают обучение в вузах других регионов, что образовательная миграция выпускников школ не компенсируется притоком молодых специалистов, в чем авторы статьи видят риски возникновения дефицита кадров [14]. Доступность услуг в сфере культуры в большинстве арктических регионов заметно ниже, чем в среднем по стране, о чем говорят показатели численности зрителей театров и число посещений музеев в соотношении с численностью населения. В двух арктических регионах — Республике Карелия и Красноярском крае — численность зрителей театров в расчете на 1000 чел. населения в 2021 г. была на 16 и 20 % (соответственно) выше среднероссийского уровня этого показателя. В автономных округах театров нет. В остальных арктических субъектах численность зрителей театров в соотношении с численностью населения варьировалась от 130 зрителей театров на 1000 чел. населения в Мурманской области до 155 чел. на 1000 чел. населения в Архангельской области (в РФ в целом этот показатель составлял 174 зрителя театра на 1000 чел. населения, 2021 г.)25. Показатель посещения жителями арктических регионов музеев, соотнесенный с численностью населения субъектов, в 2021 г. превышал средне российский уровень в Архангельской области (на 30 %), Республике Карелия (на 22 %) и Чукотском АО (на 1 %). В остальных субъектах рассматриваемой группы число посещений музеев на 1000 чел. населения был на 54-54 % ниже среднероссийского уровня26. Под доступностью услуг в сфере культуры мы понимаем не только возможность посещать местный краеведческий музей или спектакль местного театра. Доступными для любого жителя страны должны быть и шедевры мирового искусства. 24Тамже. С. 318-319, 326-327, 345-347, 356-357. 25Тамже. С. 414-415. 26Тамже. С. 345-347. © Строкан Е. В., Липатова Л. Н., Градусова В. Н., 2024 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz