Север и рынок. 2024, № 1.

СЕВЕР И РЫНОК: формирование экономического порядка. 2024. № 1. С. 152-169. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Forming the Economic Order], 2024, no. 1, pp. 152-169. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА СЕВЕРЕ И В АРКТИКЕ РОССИИ В большинстве арктических регионов показатели развития медицинской инфраструктуры лучше, чем в среднем по стране, за исключением Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов. По обеспеченности лечебных учреждений врачами (в соотношении с численностью населения регионов) отставание характерно для Мурманской области, Красноярского края и Республики Коми. Численность среднего медицинского персонала в расчете на 10 000 чел. населения во всех без исключения субъектах АЗРФ заметно выше среднероссийского показателя17. Более подробно этот важнейший аспект жизни населения арктических регионов был рассмотрен нами в ранее опубликованной статье [26]. Доступность дошкольного образования в арктических регионах значительно выше, чем в стране в целом — обеспеченность детей местами в дошкольных организациях в субъектах АЗРФ в 2021 г. варьировалась от 775 мест на 1000 детей в Красноярском крае до 1144 мест на 1000 детей в Чукотском АО при среднем уровне этого показателя в стране 740 мест на 1000 детей. Кроме названного Чукотского АО число мест в детских дошкольных учреждениях превышало численность детей этого возраста также в Республике Коми, Архангельской области (без учета Ненецкого АО). Валовой коэффициент охвата детей в возрасте 1-6 лет дошкольным образованием во всех арктических субъектах, за исключением Красноярского края, больше среднероссийского значения этого показателя, более 90 % малолетних детей посещают детские дошкольные учреждения в Республике Коми (при среднем в РФ значении этого показателя, равном 73 %)18. Наполняемость классов в общеобразовательных школах в большинстве арктических регионов меньше, чем в среднем в РФ, за исключением Мурманской области и Ямало-Ненецкого АО, но и в этих регионах превышение среднероссийского уровня данного показателя несущественно: в среднем в российских общеобразовательных школах на один класс приходится 21 ученик; в арктических регионах — от 16 обучающихся в одном классе в Чукотском АО до 22 школьников в Мурманской области и Ямало-Ненецком АО. Другой показатель доступности общего образования — удельный вес обучающихся во вторую и третью смены. В Ямало-Ненецком АО этот показатель почти в 2 раза превышает средний в стране уровень — 29 % школьников обучаются во вторую (третью) смены. Значительно больше, чем в целом в стране, эта доля также в Республике 17Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сб. / Росстат. М., 2022. С. 366-373, 375-377. 18Тамже. С. 304-305. Саха (Якутия) и Красноярском крае. Во всех остальных арктических регионах удельных вес учащихся общеобразовательных школ, обучающихся во вторую (третью) смены, существенно меньше, чем в среднем по РФ. Самая благополучная ситуация в Ненецком АО, в котором во вторую (третью) смены в 2021 г. обучились только 2,3 % от общей численности учащихся (при среднем уровне этого показателя в стране 15,6 %)19. Таким образом, доступность дошкольного и школьного образования в арктических регионах выше, чем по стране в целом. Оснащенность персональными компьютерами общеобразовательных школ тоже значительно выше, чем в других российских регионах. Исключение составляет только Красноярский край, в котором на 1000 учеников общеобразовательных школ в 2021 г. приходилось 134 компьютера (в РФ в среднем этот показатель был равен 166 компьютера на 1000 обучающихся). В Ямало-Ненецком АО на каждую 1000 учеников общеобразовательных школ в 2021 г. приходилось 821 компьютер (самое большое значение в стране)20, однако большой проблемой в организации школьного образования в этом арктическом субъекте, а также Республике Саха (Якутия) и Красноярском крае остается то, что многие дети учатся во вторую (третью) смены. Что касается доступности профессионального образования, то ситуация сильно различается в зависимости от уровня образования. Численность обучающихся в начальных профессиональных учебных заведениях в соотношении с численностью населения во всех субъектах АЗРФ, за исключением Чукотского АО, значительно выше, чем среднее значение показателя в стране: 23 против 30 учащихся начальных профессиональных образований на 10 000 чел. населения. В остальных арктических субъектах этот показатель варьировался от 38 обучающихся на 10 000 чел. населения в Ямало-Ненецком АО до 76 обучающихся на 10 000 чел. населения в Архангельской области21. Большей доступностью для жителей арктических регионов в целом характеризуется и среднее профессиональное образование. Только в Ямало­ Ненецком и Чукотском автономных округах численность обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена в расчете на 10 000 чел. населения меньше, чем в среднем в стране (153 и 140 обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях на 10 000 чел. населения в названных субъектах соответственно против 173 обучающихся в учебных заведениях этого уровня 19Тамже. С. 304-305, 310-313. 20Тамже. С. 356-357. 21Тамже. С. 318-319. © Строкан Е. В., Липатова Л. Н., Градусова В. Н., 2024 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz